Сейчас оффшорные страны в их первозданном, чистом, виде практически не существуют, как считает Александр Тобак. А все, что называется подобным образом, является вполне цивилизованной юрисдикцией, подконтрольной и в достаточной степени прозрачной.
Александр Тобак – известный российский юрист и адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Андрей Макаров и Александр Тобак». По его мнению, в российском бизнесе и обществе сложилось устаревшее и неправильное представление об оффшорных компаниях. Сейчас они представляются как некий исключительный криминал, непрозрачный и созданный для ухода от налогов.
Какой пример можно привести, называя оффшорные страны? Кипр? Александр Тобак комментирует, что данная страна уже более восьми лет не является оффшорной. С самого начала все строилось для минимизации налогообложения и безопасности бизнеса. Причиной данного явления стал менталитет: собственность на Западе ментально кажется нам безопаснее. Но в действительности часто все получается как раз наоборот. Предубеждения прошлого оказывают большое влияние на многих. Кипр уже давно нормальная европейская юрисдикция. Александр Тобак надеется, что: «Подписание изменений в Соглашении об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром в октябре 2010-го окончательно снимает все недоразумения, которые возникали раньше между государственными органами по этим вопросам». Данное соглашение призвано уточнить спорные вопросы, глобальных же изменений не будет.
Сейчас же оффшорные страны в их первозданном, чистом, виде практически не существуют, как считает Александр Тобак. А все, что называется подобным образом, является вполне цивилизованной юрисдикцией, подконтрольной и в достаточной степени прозрачной. По мнению Александра Тобака, в России наблюдается нехватка грамотных консультантов, которые могли бы правильно и адекватно объяснять своим клиентам все особенности "оффшорного" права. Это таит в себе серьезные риски для бизнеса, но с другой стороны, в так называемых оффшорных схемах, по-прежнему, есть много плюсов, которые в различных ситуациях могут быть полезны российскому бизнесу.
На сегодняшний день, привлекательность такой схемы может быть в том, что продажа бизнеса происходит мгновенно, через эксроу-соглашения. Действительная свобода договора позволяет "там" урегулировать все интересующие вопросы так, как это необходимо. "Здесь" зарегулированность не позволяет этого сделать" – говорит Александр Тобак. Есть и другие важные моменты, которые могут быть выгодны и полезны, но к каждой ситуации надо подходить ответственно и индивидуально.