С запретом коллекторов для должников не изменится ровным счетом ничего, а банки потеряют профессиональных партнеров на аутсорсинге, способных эффективно работать с проблемной задолженностью.
Увеличение объемов кредитования населения неизменно влечет за собой и рост проблемной задолженности. Часть банков занимаются взысканием самостоятельно, часть отдают долги в работу коллекторам, чем вызывают негативную реакцию должников. Однако существенных отличий в работе сотрудников коллекторских компаний и банковских служащих, которые занимаются возвратом долгов, нет – методы и аргументы у них одинаковые. А вот эффективность взыскания у коллекторских компаний выше по ряду объективных причин.
Во-первых, коллекшн – это узкоспециализированный бизнес. Коллекторы занимаются исключительно сбором долгом, в то время как для банков это одно из второстепенных направлений. Приоритетом здесь всегда будет кредитование, привлечение депозитов, торговля валютой, но никак не работа с должниками. В банке за это, как правило, отвечает один отдел. «Любая компания вкладывает все свои усилия, средства, компетенции и разработки в развитие своего основного направления. Для банка – это финансовые продукты, а для коллекторской компании – механизмы взыскания долгов. Поэтому рассчитывать на усовершенствованные методы работы с должниками и четкую, правильную реакцию на их возражения можно именно от коллекторов, а не от служащих банка», – комментирует директор компании «ЭОС Украина» Алексей Тесленко.
Во-вторых, объемы долгов в работе у коллекторской компании существенно больше, чем у отдельно взятого банка. Следовательно, коллекторы имеют больше опыта и возможностей. «Опытным игрокам объемные портфели долгов позволяют более эффективно использовать дорогостояще оборудование и получать хорошие скидки от поставщиков услуг», – отмечает Алексей Тесленко. Крупные коллекторские агентства в полной мере используют системы автоматического дозвона, имеют большой штат сотрудников в колл-центрах, что существенно повышает эффективность взыскания задолженности.
Причиной «нелюбви» к коллекторам стали отдельные мелкие компании, которые в погоне за прибылью, могут, как и некоторые банки, позволить себе сомнительные методы работы с должниками. По мнению Алексея Тесленко, негативное впечатление от некорректной работы непрофессиональных участников рынка только усиливает стремление крупных коллекторских агентств работать на позитивный имидж и профессионально подходить к взысканию. «Желание изменить к себе предвзятое отношение общества заставляет нас чаще пересматривать свои методы работы, внедрять инновации и перенимать опыт зарубежных коллег», – отмечает директор «ЭОС Украина».
Вопреки мнению большинства, запрет коллекторов ничем не улучшит положение должников. Банкам просто придется перекупить квалифицированный персонал коллекторских компаний к себе в штат и продолжить заниматься взысканием долгов самостоятельно.
Справки:
EOS Group – международный холдинг, предоставляющий услуги по возврату задолженности физических лиц. Представительства группы компаний EOS находятся в 22 странах мира: 40 дочерних и аффилированных компаний в Германии, Бельгии, Болгарии, Китае, Греции, Великобритании, Голландии, Македонии, Австрии, Польше, Румынии, России, Украине, Швейцарии, Сербии, Словакии, Словении, Испании, Чешской Республике, Венгрии и США. Компания предлагает услуги предприятиям различных видов деятельности – от «голубых фишек» до компаний малого и среднего бизнеса. Имеет более 20 000 клиентов по всему миру. Штаб-квартира и самый крупный рынок находятся в Германии. Оборот компании в 2010 г составил 314.0 млн. евро.
FinPR – первая в Украине специализированная компания в сфере финансового PR и коммуникационного консалтинга. Компания предоставляет комплексные услуги по информационному сопровождению клиента с целью наладить его деловую репутацию, тем самым повышая инвестиционную привлекательность.
Антонина Ермейчук,
руководитель проектов
компании FinPR
Тел.: +380 (44) 390-73-18/19,
e-mail: [email protected]