На данный момент глубина экономического кризиса Республики Беларусь все только увеличивается и одним из вариантов его остановки является масштабное привлечение иностранных инвестиций. Администрация Республики Беларусь всегда приглашала зарубежных инвесторов и давала гарантии безопасности инвестиций да настолько убедительно в этом заверяла, что по данным ежегодного отчета Всемирного банка «Doing Business 2011» была признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние пять лет. Тем не менее в реальности можно наблюдать активный отток зарубежных инвестиций из Беларусской экономики и помимо кризиса причина этого кроется в невыполнении гарантий безопасности инвестиций в Белорусскую экономику.
Несмотря на то, что Беларусь гарантирует всем инвесторам равную, без дискриминации, защиту прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса в реальности на местах наблюдается совершенно противоположная картина. Так, можно назвать, по меньшей мере, два случая, когда крупных инвесторов, вложивших деньги в проекты, «кинули» их белорусские партнёры.
В первом случае, компании Fieldyard и Pamir, зарегистрированные на Кипре, вложили около полумиллиона долларов в компанию "Даклас". Однако соучредители фирмы, граждане Беларуси, подделав документы, фактически разворовали эти деньги.
Всего планировалось привлечь около 2,8 млн долларов США на реализацию таких проектов, как строительство предприятия по утилизации кремнегеля с вредными примесями (фтора), а также разработка установки обогащения нефти и резонансно-волновых технологий.
Инвесторы утверждают, что директор фирмы, Евгений Купчин, целенаправленно затягивал проекты по срокам, а перечисленные деньги направлял на выплаты завышенных зарплат приближенным подчиненным, в том числе своим жене и сыну. За счет инвесторов Купчин также погашал старые займы.
Когда его уволили, он вместе с бывшими сотрудниками «Дакласа», подал в суд, требуя компенсаций. Однако, как выяснилось, Купчин подделал печати актов приема-передачи выполненных работ, а также трудового договора, согласно которому ему полагается компенсация в размере 36 месячных окладов (1 оклад - около 1000 евро).
Кроме того, оказалось, что еще до увольнения Купчин вместе с "сокращенными" сотрудниками создали компанию "Дакластехпроект", куда они намеревались увести вышеперечисленные проекты у "Дакласа".
Инвесторы, в свою очередь, тоже обратились в суд в конце 2010 года, обвинив Купчина и "сокращенных" сотрудников в сговоре, а также в нецелевом использовании инвестиционных денежных средств.
При этом представители инвесторов подозревают, что Купчин имеет «связи» в правоохранительных органах, что может помочь ему при решении дела.
В другом случае, местные чиновники буквально выжили частного инвестора, который восстановил и запустил консервный цех в Любанском районе.
Получив поддержку в райисполкоме, российский предприниматель Сергей Манеев на протяжении 2003-2004 годов вложил в создание предприятия СЗАО "Любанский консервный завод "Рассвет" более 400 тысяч долларов США, где 51% акций принадлежал Манееву, а 49% на тот момент уже СПК "Осовец-Агро". Всего бизнесмен планировал вложить в предприятие до миллиона долларов.
При этом работу получили 91 человек. Они занимались переработкой местной сельхозпродукции (консервирование овощей, переработка яблок, черноплодной рябины на сок, переработка березового сока, производство газированных напитков, выращивались грибы).
Однако позже в райисполкоме Манееву сказали передать контрольный пакет акций. После его отказа на предприятии начались проверки с предъявлением финансовых санкций. "В результате расчетный счет предприятия был заблокирован, и предприятие, по сути, было обречено", - рассказывает Манеев.
По его словам, он обращался к Александру Лукашенко, однако все попытки оказались безрезультатны.
Напомним, в прошлогоднем «Послании Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию», президент заявил: «Предупреждаю, что любой сигнал о нерешении того или иного вопроса по инвесторам будет восприниматься мною как саботаж!».
Для дальнейшего активного привлечения инвестиций законные права иностранных инвесторов должны быть защищены реально, а не только на бумаге или на словах.