В последнее время суды разных инстанций по инициативе прокуратуры принимают решения о передаче профсоюзной собственности в собственность государственную, обосновывая это тем, что якобы государство в свое время передало эти объекты в ведение профсоюзов. Ситуацию комментирует советник председателя ФПУ по правовым вопросам, адвокат Анатолий Башловка.
- В адрес Министерства юстиции Украины нами был направлен запрос по поводу получения публичной информации о перечне общесоюзных общественных объединений (организаций) бывшего СССР, которые подпадают под действие постановления Верховной Рады Украины от 4 февраля 1994 года «Об имуществе общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР». Министерство на этот запрос дало информацию об отсутствии такого перечня в деловодстве Министерства юстиции. Также Минюст считает, что этот перечень содержится в постановлении Кабинета министров от 13.01.1995 года «Об определении органов управления имуществом общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР».
Когда мы получили этот ответ, то, на основании постановления Кабинета министров увидели, что в перечне, который сопровождает этот документ, отсутствует Федерация профсоюзов или Укрсовпроф, как эта организация тогда называлась, или другие организации, связанные с профсоюзами. То есть в 1995 году постановлениями Верховной Рады и правительства был определен перечень этих организаций и профсоюзов в нем не было. Возникает вопрос: почему через 16 лет вдруг появляется идея пересмотреть те законы и постановления, утверждая, что тогда что-то учли, а что-то не учли. Кому это сейчас так нужно? Следуя их логике, нормы закона можно трактовать как угодно.
- А что такое вообще организация общесоюзного значения?
- Это организации, центральный орган управления которых находился в Москве. В Украине этого не было. Это были самостоятельные профсоюзы, отдельно взятые юридические лица, объединившиеся в Укрсовпроф. И в 1991 году ВЦСПС передало все имущество украинской стороне. Есть же договор. Поэтому совершенно удивительны и непонятны утверждения, что это имущество может быть приравнено к государственному. Ведь собственность общественных организаций существовала и при СССР. Это не государственная собственность, это собственность частная, собственность объединения людей. Никто ведь не требует, чтобы человек отдавал свою машину или свою квартиру в государственную собственность. Это его частная собственность. Так нельзя забирать и собственность общественной организации. По сути дела мы наблюдаем рейдерскую схему, когда пытаются найти хоть какую-то зацепку, чтобы забрать профсоюзную собственность. То, что эти попытки и действия не конструктивны, однозначно. То, что эта старая, давно испытанная в Украине схема – тоже. Ответ из Министерства юстиции, ответ из Фонда госимущества о том, что у них профсоюзные объекты нигде не числятся как государственные, еще раз доказывают, что для чьей-то выгоды предпринимается циничный рейдерский захват собственности. И, несмотря на давление на судей (а такие факты, к сожалению, есть), думаю, у Федерации профсоюзов, всех членов профсоюзов хорошие шансы отстоять свои права.