В РСПП 16 февраля 2012 года состоялось обсуждение мер по реализации поручения аппарата правительства РФ от 19 января Минпромторгу о разработке мер по возвращению технологического лидерства страны в высокотехнологичной химии, сообщает Полит.ру.
В настоящее время ситуация в химической промышленности РФ близка к критической. Доля химической промышленности в общем объеме промышленного производства России составляет около 6,5%, из них на основную органическую и неорганическую химию приходится всего 2%, а доля нефтехимии еще меньше – 1,6%. В странах ЕС, к примеру, доля химической промышленности в общем объеме производства 27%. Российская химическая индустрия при годовом объеме производства более чем в 1 трлн. руб. на 70% производит продукцию низких и средних переделов. Фактически страна экспортирует сырье и полуфабрикаты, а затем импортирует продукты последующих переделов, теряя кратную прибыль.
В различных сегментах химического комплекса финансовые показатели отличаются в разы. Так, в производстве удобрений, сырьевых и специальных химикатов рентабельность составляет 20%, а в производстве хлора и каустика – всего 7-8%. Самые опасные крупнотоннажные производства базовых химических продуктов – хлора и каустика, являющиеся основой химического комплекса страны, лишены источников для необходимого перевооружения. Производственные фонды хлорных предприятий изношены на 70-80%, а выработка продукции на одного работника в несколько раз меньше, чем на зарубежных предприятиях. За время реформ производственные мощности хлорной подотрасли сократились с 3 млн тонн до 1 млн тонн в пересчете на каустическую соду.
Быстрыми темпами растут тарифы на электроэнергию для хлорных предприятий, они в России в 1,4 раза выше, чем в США, и в 8,4 раза выше, чем в Китае. Резко, до 50%, выросли за последний год тарифы на железнодорожные перевозки. Требование по сопровождению емкостей с хлором на 30% повысило стоимость хлора для потребителей. Предприятия лихорадит от бесконечных проверок, необоснованных претензий ФАС и налоговой службы. Менеджмент компаний вынужден большую часть времени тратить на отстаивание своих позиций в судах. Имеются многочисленные примеры, когда налоговые органы налагали штрафные санкции, которые суды потом признавали незаконными.
ФАС России в 2011 году признала ряд предприятий химического комплекса (ОАО «Химпром», ОАО «Каустик» г.Волгоград и др.) нарушившими пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», что, по мнению ФАС РФ, выразилось в разделе товарного рынка хлора и картельном сговоре. Однако Арбитражный суд Волгоградской области своим решением от 15.09.2011 г. подтвердил, что никакого картельного сговора не было, а выводы ФАС России не подтверждены доказательствами. Данное решение было оставлено без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 г. и вступило в законную силу. Руководители ФАС в СМИ обвиняют хлорные предприятия в росте тарифов на горячее и холодное водоснабжение, хотя, например, в Москве удельный вес стоимости хлора в тарифе холодного водоснабжения составляет от 0,46% до 1,5%, а в тарифе горячего водоснабжения − от 0,1% до 0,34%. В ФАС словно не понимают, что свободный рынок хлора – это свободный рынок высокоопасных химических продуктов. ФАС подталкивает хлорные предприятия вообще перестать продавать хлор водоканалам, полностью пустив его на переработку в соляную кислоту и поливинилхлорид. Результат известен, отказ от хлорирования воды в Перу привел к страшной эпидемии холеры. В США, например, хлорирование всей воды обязательно по закону.
Нынешняя позиция ФАС препятствует инновационному развитию химического производства и отрывает коллективы предприятий хлорной отрасли от стоящих перед ними действительно важных задач по развитию химической промышленности. Единая позиция руководителей хлорных предприятия страны состоит в том, что необходимы разработка и внедрение системы государственного регулирования и контроля за деятельностью предприятий отрасли, рассмотрения и принятия инвестиционных программ ее развития, в том числе с привлечением финансовых средств государства. Для увеличения производства поливинихлорида (сейчас импортируется более 50%) требуется создание механизма гарантированного обеспечения предприятий-производителей углеводородным сырьем на долгосрочной основе. Проблема должна быть решена, в том числе, и на законодательном уровне. Среди других мер для развития хлорной подотрасли:
• упрощение процедуры согласований и получения разрешительной документации на строительство новых производств;
• ограничение роста ЖД-тарифов, в т.ч. и на перевозку опасных грузов, и тарифов на энергоносители;
• отмена ввозных пошлин и НДС на дорогостоящее химическое и нефтехимическое оборудование для вновь строящихся комплексов, аналоги которого не выпускаются в России;
• внесение изменений в систему страхования потенциально опасных объектов с введением индивидуальной формулы в зависимости от фактического состояния промышленной безопасности на конкретном предприятии.
По результатам рассмотрения ситуации в химической отрасли в РСПП принято решение создать рабочую группу при Минпромторге с участием производителей, ФАС и специалистов министерства. Вопрос о создании организационной структуры с участием государства будет решать рабочая группа.