16 марта. Киев. Украинскому бизнесу придется пересмотреть пункт «Форс-мажор» в договорных документах в связи с возможностью гиперинфляции в следующем году, - заявил управляющий партнер юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Сергей Боярчуков, комментируя появление на сайте Министерства финансов Украины принятого национального стандарта бахгалтерского учета в госсекторе «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». По мнению юриста, не смотря на то, что чиновники сегодня всячески отмахиваются от разговоров о возможной гиперинфляции, появление подобного документа нельзя игнорировать.
«Это нельзя назвать слухами. Появился вполне конкретный документ, предусматривающий порядок финансовых рассчетов в госсекторе в условиях гиперинфляции. Предпринимателям также стоит задуматься и предугадать подобную перспективу. Гиперинфляция и ее последствия никак не отображены в договорных отношениях между предприятиями. Но если таковое произойдет, для многих компаний долгосрочные договора станут неподъемной ношей. Для части бизнеса резкий скачок цен сулит и вовсе полное разорение. Следовательно гиперинфляцию необходимо внести в перечень форс-мажоров, что позволит смягчить удар для большинства субъектов предпринимательства», - подчеркнул С.Боярчуков.
Он также добавил, что форс-мажор, не смотря на довольно подробное его определение Гражданским и Хозяйственным кодексами, является все же понятием оценочным. Такая же и позиция и Высшего Верховного суда Украины. То есть в каждом случае нарушения стороной обязательства, она должна доказать: 1) наличие обстоятельств непреодолимой силы; 2) её чрезвычайный характер; 3) невозможность предупреждения при таких обстоятельствах причинение вреда; 4) причинную связь между такими обстоятельствами и причиненным ущербом. Исходя из определения, (Словарь экономических терминов определяет гиперинфляцию как резкое, крутое обесценение денег, быстрое снижение их покупательной способности, проявляющееся в значительном росте цен) принято считать, что гиперинфляция наступает при росте уровня цен, превышающем 50% в месяц.
«Это понятие есть макроэкономическим, а значит государственным. И самым сложным для признания его форс-мажорным обстоятельством, позволяющим освободить сторону от ответственности за неисполнение обязательств, остается документарное подтверждение наличия гиперинфляции, как таковой. Это означает, что пока наш Госкомстат не подтверрдит гиперинфляцию, это макроэкономическое явление страны останется по сути не доказуемым, поскольку обосновать его другими средствами, допустимыми Хозяйственно-процессуальным кодексом Украины в рамках какого-либо двухстороннего договора, практически невозможно. Пока наше государство осмелится официально подтвердить гиперинфляцию, в этих ожиданиях может обанкротиться не одна компания» - отметил С.Боярчуков.
Если гиперинфляцию нельзя напрямую внести в перечень форс-мажоров, юрист советует при подписании договоров прописывать критичный индекс инфляции. Этот уровень должен быть ниже, чем 50% роста цен в месяц. Оптимальный его показатель должны рассчитать экономисты. Такой предохранитель необходимо оперативно «вмонтировать» в договорные отношения, - уверен юрист.