Амурская область стремительно вымирает. С 902 тыс. человек по переписи 2002 года к переписи 2010 года число жителей сократилось до 860 тыс. И по прогнозу Федеральной службы государственной статистики по Амурской области до 2031 года население будет сокращаться ежегодно в среднем на 4,5 тыс. человек. Объяснить причины бегства населения из области и падения рождается нетрудно − достаточно посмотреть на деятельность губернатора Олега Кожемяко, сообщает «Агентство политических новостей».
В Тынде начались митинги
В феврале нынешнего года в Тынде был сдан первый жилой дом с начала 90-х годов. Как призналась одна из новоселов, своей очереди на переселение она ждала почти 35 лет. В августе ожидается сдача еще одного дома, а всего к осени строители обещают сдать 10 домов. Даже если сдадут, то это в два раза меньше, чем обещал Владимиру Путину губернатор Олег Кожемяко.
Строительство жилья по трассе БАМа началось только после того, как Владимир Путин в ранге премьер-министра 24 сентября 2010 года провел телемост по обсуждению проблемы ветхого жилья в зоне трассы. До этого никому из амурских губернаторов до жителей Тынды и притрассовых поселков дела не было, в том числе и Олегу Кожемяко, возглавившему область в октябре 2008 года. Премьер обратил внимание на условиях жизни людей вдоль трассы, только когда доведенные до отчаяния бамовцы напомнили о себе митингами протеста.
РЖД все эти годы было не до БАМа. Компания сокращала персонал и снижала зарплаты сотрудников. Известен пример, когда заработная плата сотрудника была постепенно снижена с 60 до 18 тыс. рублей.
Никакой альтернативы трудоустройства областные власти людям не предложили. Все кто мог, из зоны трассы постарались уехать, население Тынды сократилось с 60 до 38 тыс. человек, из которых пятая часть пенсионеры. Сейчас никому не нужные бывшие герои БАМа устраивают митинги против лишения их 30% «северной» пенсии, на что губернатор Амурской области не реагирует. Видимо, нужен еще один окрик из Кремля.
Областные власти о бедствиях бамовцев молчали. Люди по трассе БАМа до сих пор живут во времянках, построенных в начале строительства магистрали сорок лет назад. Часть этого «жилья» даже не числится ветхим, потому что как жилье эти строения нигде не фигурируют. Ни жилья, ни работы, вообще никаких перспектив команда Олега Кожемяко бамовцам не предложила.
Так бы и умирали бамовские старики в бараках, но о дороге забеспокоились в РЖД. У транспортного монополиста возникли серьезные проблемы с вывозом из России сырья в индустриальные страны Азии. Железнодорожников стал сильно беспокоить отток населения со станций БАМа. Если в Тынде проблем со специалистами нет, говорит глава компании Владимир Якунин, то на отдаленных станциях эта проблема стоит остро. ОАО «РЖД» начало строительство жилья в поселках для своих работников. Вот только кто поедет жить туда, где нет школ, больниц и учреждений культуры? Времена, когда всю социальную сферу для себя строили железнодорожники, военные и атомщики, прошли, а надежды на местную власть нет никакой, чему яркий пример строительство жилья в той же Тынде.
Дешевого жилья не будет – украсть нечего
Инициированная Владимиром Путиным кампания по строительству жилья стала буксовать с самого начала. В феврале 2011 года Олег Кожемяко на встрече с Путиным громко пообещал уже к концу года построить в Тынде 44 тысячи квадратных метров жилья. Не получилось − «не хватало материалов», «подводили субподрядчики». Первый дом на 32 квартиры сдали лишь в феврале 2012 года.
О стоимости квадратного метра в новых тындинских домах власти Кожемяко умалчивает, так как она «заоблачная». Губернатор и его подчиненные благополучно «похоронили» проект строительства в Тынде завода по выпуску модульных малоэтажных домов. О строительстве завода было объявлено срезу после нагоняя от премьера − в октябре 2010 года. Первые строительные детали на заводе предполагалось выпустить уже летом 2011 года, на полную мощность предприятие должно было выйти в конце 2011 года.
Губернатор обещал подготовить всю документацию для начала строительства, но ничего сделано не было. Больше о планах строительства завода, который бы обеспечил работой жителей Тынды и дешевым жильем всю Амурскую область, никто не слышал. Неофициально среди возможных причин саботажа называют неосмотрительное обещание подрядчиков выпускать жилье себестоимостью в 14,5 тыс. рублей за квадратный метр. А с дешевого жилья много не украдешь, не то что с ныне строящегося.
Сегодня все строительные материалы завозят в Тынду издалека, что, по словам президента Национального объединения строителей Ефима Басина, увеличивает их стоимость на 60-70%. Москва, с подачи областных властей, запланировала потратить на расселение 6,7 тыс. бамовцев 6,5 млрд рублей, что дает оценочную стоимость квадратного метра 50 тыс. рублей, почти как в Москве. Но когда у нас укладывались в смету?
«Золотым» домам Тынды еще предстоит внести свой вклад в летопись отечественной коррупции. Строить дома Олег Кожемяко нанял не безработных тындовцев, а фирмы из Челябинска, Хабаровска и гастарбайтеров из «БуреяГЭСстрой». В сентябре прошлого года губернатор заявил о планах завезти для строительства жилья 700 корейцев. «Свои» могли бы узнать о величине «откатов» и не промолчать. На БАМе до сих пор остались люди из первых строителей с детской верой в справедливость.
Вот и вынуждают власти жителей Тынды работать за копейки кому где удалось устроиться − сторожами, уборщицами, продавцами. Продавцам на Центральном рынке Тынды владельцы торговых точек, в большинстве своем китайцы, платят 10 тыс. рублей, а размер квартплаты с коммуналкой — в районе 7 тыс. рублей.
Громким обещаниям хорошей жизни от губернатора Кожемяко жители Тынды уже не верят. Они видят, как быстро сокращается количество учителей в местных школах. Молодые мамы смирились, что без взятки устроить детишек в детсад невозможно, а строительство новых детсадов даже не планируется. И хотя Олег Кожемяко в лицо Путину пообещал к 2015 году расселить всех жителей из ветхого жилья, пожилые жители города в частных беседах честно признаются, что дожить до переселения «не надеются».