Принятие закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока", в котором предусмотрено создание Госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, ожидается уже в сентябре, сообщил источник в правительстве РФ, сообщает АИФ Камчатка.
Кандидатами на пост главы Госкорпорации, по информации источника, рассматриваются Игорь Сечин и Борис Грызлов. Президент остановил свой выбор на Грызлове, так как Сечин ему нужен для управления ТЭКом. Кандидатуру Бориса Грызлова в качестве руководителя Госкорпорации называли еще весной при появлении законопроекта.
Декан факультета мировой политики Московского государственного университета, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН Андрей Кокошин заявил недавно в интервью китайскому агентству «Синьхуа», что «к настоящему времени разработан набор проектов, которые уже присутствуют в программах, которые были утверждены правительством: одна - по Дальнему Востоку и Забайкалью, вторая - по развитию Сибири. Это проекты в области угледобычи, в нефтегазовой сфере, а также связанные с разработкой рудных месторождений». По словам Кокошина, «каждый проект будет требовать определенных решений на межправительственном, межгосударственном уровнях, поскольку речь идет об очень крупных вложениях, о рисках, которые всегда существуют при таких вложениях».
Борис Грызлов, отметил источник, обладает необходимым опытом для реализации крупных проектов в зоне действия Госкорпорации.
Непосредственно созданием Госкорпорации власти намерены заняться после саммита АТЭС, который состоится во Владивостоке 7-8 сентября. После саммита будет принято решение и по руководству Министерства по развитию Дальнего Востока, сообщил источник. Либо Министерство будет упразднено, либо его сфера компетенции будет расширена на Сибирь, и оно станет органом надзора за Госкопорацией. В любом случае, Виктору Ишаеву найдут замену, убежден источник.
В конце июня правительство существенно сократило полномочия Минвостокразвития по сравнению с первоначальным вариантом. Виктора Ишаева лишили полномочий по контролю над бюджетными потоками, природными ресурсами и рыболовством. За Министерством остались, фактически, лишь совещательные функции.
Столь резкое изменение объема функций Министерства (через три недели после утверждения положения о ведомстве) связывают c резким непринятием членами правительства чересчур самостоятельного поведения Ишаева, сообщил источник.
Широкую огласку, в частности, получило заявление Ишаева о строительстве ВСТО-2: «У меня б трубу они не построили – она пошла бы мимо Хабаровского края». Ишаев вместе с амурским губернатором Олегом Кожемяко потребовал от «Транснефти» платежей сверх предусмотренных законодательством плюс дополнительно перечисленных Транснефтью на развитие региона. Причем − с правом бесконтрольного распоряжения деньгами. Такое заявление госчиновника отдаёт сепаратизмом, считает источник в правительстве, что вряд ли приемлемо – если Виктор Ишаев, конечно, не собирается развивать Дальний Восток в составе какой-нибудь другой державы.
«Наезд» на ВСТО привел к снижению цен на экспортный сорт восточносибирской нефти Espo относительно маркерного сорта Dubai и падению котировок акций «Транснефти». «Представитель государства обрушивает акции госкомпании, снижает цену российской нефти и, соответственно, уменьшает налоговые отчисления в бюджет. При этом он еще шантажирует государство, обещая задержки в реализации проекта. В общем, ведет себя как батька Лукашенко, который традиционно угрожает перекрытием трубы перед подписанием договора на новый год», − комментирует ситуацию замдиректора Центра изучения региональных проблем Сергей Воробьев.
«До саммита АТЭС Ишаева не тронут, а после он уже не нужен, − заявил источник. − Раньше его терпели как противовес Дарькину. Теперь Дарькина нет, и Ишаев пытается играть в самостоятельность, что не нравится ни на местах, ни в центре. После создания Госкорпорации Москве потребуется послушный контролер и исполнитель решений центра. Ишаев на эту роль никак не подходит, с Грызловым ему не ужиться».