Многие наши беды возникают от того, что люди занимаются не своим делом. Тенденция эта если не повсеместная, то очень распространенная. Одно дело, когда люди дают советы, как лечить, учить и играть в футбол – к этому мы уже худо-бедно привыкли и не обращаем внимание. Хуже, когда занимаются не своим делом на профессиональной основе. Эта мысль в очередной раз стала актуальной в связи с грядущим назначением уполномоченного по защите прав предпринимателей (или как его еще называют – «бизнес-омбудсмена») в Санкт-Петербурге.
Связанные с этим назначением ожидания многих местных бизнесменов простираются, к сожалению, в диапазоне от настороженности до полного равнодушия. Настороженность связана в возможностью назначения представителя крупного бизнеса, который, формально оставив свою нынешнюю должность или передав компанию в доверительное управления, будем тем не менее оказывать «родному» для себя бизнесу всяческие преференции. Равнодушие же вызвано опасением, что петербургским бизнес-омбудсменом станет «профессиональный начальник». Эту порода аппаратчиков хорошо известна: им категорически все равно, чем заниматься – хоть культурой, хоть спортом, хоть сельским хозяйством. За свою долгую управленческую карьеру они, как правило, успели побывать и комсомольскими лидерами, и поруководить каким-нибудь департаментом в администрации, и поработать советниками по общим вопросам. Назначение любого из описанных типажей бизнес-омбудсменом не несет местному бизнес сообществу ничего хорошего. И не поймешь, что хуже: профессиональный лоббист или бизнес-омбудсмена, который о бизнесе в лучшем случае что-то читал в интернете.
И ведь как правило оба типажа – люди солидные, основательные и уважаемые. Поэтому, если не вдумываться в перспективы их работы, назначение их будет выглядеть вполне логичным. На фоне этих политических и бизнес-«тяжеловесов», среди тех, из кого предстоит выбрать этого самого бизнес-омбудсмена, рискует затеряться единственная женщина – Анна Филоненко. Хотя к ее кандидатуре следует присмотреться повнимательнее.
Сейчас Анна возглавляет Комитет по вопросам кадровой, социальной политики и профессиональному образованию при петербургской Торгово-промышленной Палате, а также является членом Общественного совета при прокуратуре Санкт-Петербурга, членом Общественного совета при Главном следственном управлении Следственного комитета по Санкт-Петербургу, членом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга.
Как кандидат Анна Филоненко обладает самым подходящим набором навыков для должности омбудсмена. С одной стороны – как представитель малого бизнеса – знает его проблемы изнутри, с другой – как член нескольких общественных советов – знает, как помочь людям, оказавшимся в трудной ситуации. Как говорится, ничего личного и ничего лишнего – ни работы в крупных корпорациях, ни участия в выборах и митингах, ни «белых пятен» в биографии, связанных с лихими 90-ми. Как минимум, кандидатура Анны Филоненко устроит и власть, и бизнес-сообщество, в интересах которого должность бизнес-омбудсмена и создается. Правда, молодая. В России это почему-то до сих пор считается недостатком. Хотя, казалось бы, времена брежневской геронтократии давным давно прошли.
М.И. Коваленко, зав. кафедрой социальной и консультативной психологоии ИВЭСЭП