Владимир Пирожок: «Мир строится не на отношениях партий и государств, а на человеческих отношениях».
Сегодня в Молдове завершаются Дни российского кино. Генеральный продюсер фестиваля, российский бизнесмен с молдавскими корнями Владимир Пирожок рассказал «Ъ-MD», кто инициировал и финансировал фестиваль, что общего между киностудиями Moldova-Film и римской Cinecitta, а также о том, что связывает российского режиссера Алексея Учителя с Тирасполем, а маршрут Кишинев—Кагул — с российскими продюсерами. «Картины отбирались по принципу "умного и честного кино"»
— Кто был инициатором проведения Дней российского кино в Молдове и какова их задача?
— Инициатором выступило российское министерство культуры, идею поддержали коллеги из минкультуры Молдовы. Такие кинофестивали организуются в рамках государственной политики популяризации российского кино и российской культуры. Кстати, дни кино Россия проводит чуть ли не в 100 странах мира. Я могу ошибаться с цифрой, но точно знаю, что они охватывают все пять континентов, а среди стран — многие постсоветские республики. Первый выпуск фестиваля в Молдове состоялся в прошлом году.
— Инициатор — минкультуры РФ, а кто финансирует?
— Частично — российское министерство. Кроме того, помощь оказало минкультуры Молдовы, которое бесплатно предоставило фестивалю залы кинотеарта «Одеон», а с рекламой помогли кишиневские власти. Но основную часть расходов, связанных с приездом и размещением российских кинозвезд, взяли на себя спонсоры — кондитерская фабрика Bucuria, отель Leogrand и компания Gradina.
— Ваше участие в организации фестиваля вряд ли случайно — вы ведь родом из Молдовы?
— Да, без зова крови не обошлось. Здесь моя малая родина — я родился в Кагуле, но отец — кишиневец, на Армянском кладбище покоятся мои бабушка и дедушка. Первые 17 лет прожил в Молдове, потом уехал учиться в Москву и там и остался.
— Приезд на фестиваль российских режиссеров и актеров первого ряда — больше вопрос финансов или есть и другой интерес?
— У кинематографистов, которых мы пригласили в Молдову, жесткий график, и подобных предложений им поступают десятки. Их приезд сюда связан во многом с творческим и человеческим интересом. Алексей Учитель, например, здесь отметил 100-летие своего отца Ефима Учителя, известного кинодокументалиста, народного артиста СССР, который родился в Тирасполе. В его день рождения — 28 октября — Алексей Учитель поехал в Тирасполь, где впервые увидел дом отца, кинотеатр, где крутили его фильмы,— это все еще живое, и воздух там живой. Вместе с Алексеем Учителем приехал его сын, тоже, кстати, выпускник ВГИКа,— вот так в Тирасполе встретились три поколения семьи.
— Чего вы ждете от фестиваля?
— Понимания, которое всегда способствует сближению. Тем более когда у стран и живущих в них людей во многом общие исторические, культурные и духовные корни. Фестиваль — это возможность личных человеческих контактов, которые гораздо важнее и часто продуктивнее официальных. Мир строится не на отношениях партий и государств, а на человеческих отношениях. Вот и Валерий Жереги приехал на фестиваль во многом для того, чтобы встретиться со своим однокурсником по ВГИКу Алексеем Учителем.
— По какому принципу отбирались фильмы для фестиваля?
— По принципу «умного и честного кино». Такое кино в России есть, но его мало знают не только в Молдове, но и в самой России. В молдавских и российских кинотеатрах похожая картина — практически сплошной Голливуд. У прокатчиков — и тех, и других — один ответ: зритель сегодня желает развлекаться, он хочет шоу. Это тоже нужно, не спорю. Но должна быть альтернатива для тех, кто хочет и умеет думать, чувствовать и сопереживать. Для такого зрителя мы привезли три лучшие за последнее время российские картины: «Край» Алексея Учителя, «Елена» Андрея Звягинцева и «Географ глобус пропил» Александра Велединского. «Любая жизнь полосатая — человека, страны, бренда»
— В этом году в рамках отдельной фестивальной секции был организован ретроспективный показ кинокартин «Молдова-фильм» 50-70-х годов прошлого века, ставших классикой мирового кино. К тому же Россия передала Молдове отреставрированные и оцифрованные копии этих фильмов, хранящихся в Госфильмофонде РФ. Этот подарок — напоминание о славном, но ушедшем прошлом «Молдова-фильм»?
— Мы решили напомнить себе и миру, что есть такая страна на карте, которая подарила людям целый ряд киношедевров, среди которых, конечно, «Человек идет за солнцем» Михаила Калика и «Лаутары» Эмиля Лотяну. А отреставрированные и оцифрованные копии мы привезли в надежде, что они не будут лежать на полке, а будут демонстрироваться, например, в том же кинотеатре «Одеон», где их смогут смотреть зрители, многие из которых позабыли, а те, кто помоложе, и не слышали об этих картинах. Мало кто знает, думаю, и о том, что со студией «Молдова-фильм» связаны первые шаги в кино Леонида Гайдая и Андрея Тарковского: первый начал свой путь в кино в качестве актера в фильме «Ляна» режиссера Бориса Барнета (1955 год), а кинодебют Тарковского связан с ролью белого офицера, которого он сыграл в фильме «Сергей Лазо» Александра Гордона (1968 год).
— Бренд «Молдова-фильм», по-вашему, умер или возможна реанимация?
— Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя поддаваться депрессивным настроениям. Любая жизнь полосатая — человека, страны, бренда. В этом году я был на знаменитой римской киностудии Cinecitta, где снимали свои картины Антониони и Феллини. Не скажу, что она в полном запустении, но съемочные павильоны пустые — в год снимается всего семь-восемь фильмов. Но это говорит только о том, что у студии такой период. Это не значит, что в обществе тишина, а в какой-нибудь институтской аудитории не сидит будущий режиссер, который вернет студии былую славу. Мы надеемся, что нынешний фестиваль, в том числе его ретроспективная часть, станет определенным стимулом, даст толчок для возрождения молдавского кино.
— Возрождение — это больше вопрос денег или еще чего-то, более важного, например общественного запроса?
— Это вопрос и того, и другого, и третьего. А может, вопрос судьбы, временного отрезка страны, нации. Но национальное кино, давшее миру такие картины, не может просто так исчезнуть. Закон сохранения энергии работает везде.
— Ваша идея устроить тур для российских продюсеров «Молдова. Выбор натуры» по маршруту Кишинев—Кагул базируется на том же принципе сохранения энергии связи?
— Об этой идее я рассказал перед фестивалем. Это был некий заброс информации в киносреду. Пусть эта информация там пока бродит. В рамках фестиваля идею воплотить не удалось, но я ее не оставляю, она ждет своего часа. Маршрут составлен, он проходит через Старый Орхей и далее по бессарабской степи: хочется, чтобы продюсеры увидели разный ландшафт — леса, поля, холмы, степь, и оценили их красоту. Для российских фильмов где только не находят натуру, тогда как рядом, в Молдове, есть потрясающие ландшафты для любого кино. Кстати, Андрей Звягинцев снимал свое «Изгнание» в буджакских степях под Кагулом.
Читайте далее: http://kommersant.md/node/22075
Copyright © kommersant.md