Благодаря зарубежным архитекторам, в нашей стране были построены Московский Кремль, Успенский собор, дворцы в Петергофе и Царском Селе, Большой театр, Нижегородский Кремль и многие другие величественные сооружения, составляющие архитектурную славу и гордость России. Эксперты Корпорации «Баркли» проанализировали, для чего сегодня российские девелоперы приглашают западных звезд дизайна и архитектуры.
В современной России иностранные архитекторы начали работать менее 20 лет назад. Одним из первых по приглашению мэрии Москвы приехал англичанин Норман Фостер. Он занимался проектами реконструкции гостиницы «Россия», Пушкинского музея, «Хрустального дворца» в Нагатинской пойме и дома в виде распадающегося апельсина на месте Центрального дома художника. Однако сотрудничество с ним так ничем и не закончилось: ни один из проектов не был реализован. Следом за ним покорить столицу пытался голландец Эрик ванн Эгераат, который делал проекты поселка Barvikha Hills и башни «Город Столиц» в «Москва-Сити». Однако довести их до конца ему не удалось – этим занимались другие архитекторы.
Реализованных с помощью иностранцев проектов к началу нулевых годов было не так много: например, здание Совмортранса в Рахмановском переулке, в проектировании которого принимали участие австриец Патрик Ляйбетзедер, Millenium House на Трубной улице по проекту британца Джеймса Мак Адамо, торгово-развлекательный центр «Атриум» на Садовом кольце, который помогала проектировать американская архитектурная компания Altoon+Porter и некоторые другие. Затем разразился финансовый кризис 2008 года, который не позволил многим девелоперам реализовать свои планы с участием иностранных специалистов. Однако в дальнейшем российские застройщики не прекратили поиск партнеров-архитекторов за рубежом.
С участием западных архитекторов и дизайнеров в Москве и области построено около 10% элитных жилых комплексов. Среди них - ЖК «Одиннадцать Станиславского» (с участием лондонской компании John McAslan+Partners), МФК «Легенда Цветного» и МФК «Город Столиц» (проекты американского бюро NBBJ), МФК «Красный Кит» в г. Мытищи (компания Dyer). Но больше всего успешных проектов с участием звезд мировой величины на рынке жилья премиум-класса реализовано Корпорацией «Баркли». Именно она, по сути, стала «локомотивом» приглашения самых лучших иностранных специалистов в Россию.
В настоящее время «Баркли» строит жилой комплекс Barkli Residence на ул.Орджоникидзе по проекту знаменитого американского архитектурного гения Роберта Стерна (Robert Stern). Основанное им бюро занимает 34 позицию рейтинга ТОП-300 ведущих архитектурных компаний мира. В общей сложности им реализовано более 400 проектов, география которых охватывает 25 стран и 110 городов Европы, Азии, Южной и Северной Америки. Стерн применяет уникальный подход к оптимизации пространства. В то время, как многие архитекторы начинают планирование здания с фасада, Стерн сначала создает идеальные планировки квартир для комфортной жизни, ставя на первое место удобство покупателей жилья. Потом он компонует их во внутреннем пространстве дома и лишь затем приступает к работе над его внешним обликом. Благодаря этому, вся площадь используется максимально эффективно, что выгодно как для девелоперов, так и покупателей жилья. Так, в квартирах Barkli Residence 90% приходится на жилые комнаты, и только 10% на вспомогательные помещения – коридоры и другие зоны, в которых люди проводят меньше всего времени. В результате, покупателям квартир не приходится переплачивать за лишние метры, что оборачивается очень существенной экономией – более $100-200 тыс. При этом благодаря виртуозному мастерству Стерна, уровень функциональности, удобства и изысканной эстетики квартир в Barkli Residence гораздо выше, чем у другого жилья подобной площади.
Кроме того, Корпорация «Баркли» имеет успешный опыт сотрудничества с всемирно известными западными дизайнерами. Первым интернациональным проектом, в рамках которого архитектурной частью занималось российское бюро, а дизайном – иностранный специалист, стал клубный дом Barkli Virgin House в Зачатьевском переулке. Роскошные входные группы, приквартирные холлы, придомовую территорию, эксплуатируемые кровли, а также интерьеры для 19 квартир и двух пентхаусов разработала известный британский дизайнер Келли Хоппен (Kelly Hoppen). Спокойный и аристократичный стиль Келли Хоппен покоряет своей гармонией выверенных сочетаний, фактур и форм и высоко оценен самыми выдающимися представителями политики, бизнеса и искусства. Ее клиентами являются британская королевская семья, Элтон Джон, Гвинет Пэлтроу, Дональд Трамп, Хилари Клинтон, Мелани Гриффит, чета Бэкхэмов, а творческие заслуги Хоппен были отмечены многочисленными почетными наградами самого высокого уровня, в том числе Орденом Британской империи от королевы Елизаветы II. «Я хотела, чтобы мой первый проект в России был особенным, поэтому, когда нам предложили это место, будто бы сбылась моя мечта, - рассказывает Хоппен. - Поскольку речь шла об одном из наиболее престижных районов Москвы, нам нужен был соответствующий дизайн. Поэтому мы создали нечто эксклюзивное и роскошное. Это квинтэссенция стиля Kelly Hoppen for yoo».
Еще одним успешным реализованным проектом Корпорации «Баркли» с привлечением иностранного специалиста стал жилой комплекс Barkli Park на ул.Советской Армии. Для участия в нем был приглашен культовый французский дизайнер интерьеров и потребительских товаров Филипп Старк (Philippe Starck). Его стиль, являющийся образцом элегантности и минимализма, не имеет границ. Универсальный талант Старка поражает воображение. Факел для зимних Олимпийских игр 1992 года, компьютерная мышь Microsoft, багажные сумки Louis Vuitton, телевизор Thomson, интерьеры личных покоев французского президента Франсуа Миттерана – все, что создает Старк, становится воплощением дизайнерского искусства. Причем одинаково виртуозно маэстро создает как дизайн обычных вещей – от зубных щеток до мебели, так и архитектурные и дизайнерские проекты самых модных фешенебельных отелей и ресторанов. Они построены в США, Франции, Японии, Италии, Великобритании, Мексике, Австралии, Турции, Гонконге и многих других странах. Пока другие дизайнеры решают, чему отдать предпочтение - красоте или удобству, маэстро Старк доказывает, что дизайнерские вещи должны и могут быть прекрасными и функциональными. «Люди, у которых есть деньги, могут позволить себе чрезвычайно красивые вещи. Наша задача – подарить им эту мечту», - говорит Старк.
По мнению аналитиков Корпорации «Баркли», количество проектов на рынке недвижимости, реализуемых при участии западных архитекторов и дизайнеров, в дальнейшем будет увеличиваться. «Иностранные специалисты привносят в Россию самые передовые общемировые тенденции архитектуры и дизайна, - говорит Екатерина Фонарева, коммерческий директор Корпорации «Баркли». - Когда западный опыт успешно адаптируется к условиям нашей страны, происходит взаимовыгодный «культурный обмен». Архитектура российских городов обогащается новыми уникальными зданиями и сооружениями. Это явление наблюдалось в истории много раз - целый ряд объектов, ставших культурным достоянием нашей страны, были построены иностранцами».
Девелоперам сотрудничество с западными звездами архитектуры и дизайна помогает повысить коммерческую привлекательность проектов. Помимо того, что появляется возможность получить более высокую добавленную стоимость, всемирно известное имя дизайнера служит дополнительным «магнитом», притягивающим состоятельных покупателей. Ведь для многих респектабельных клиентов квартиры класса премиум являются имиджевой покупкой.
«Для покупателей такое жилье является привлекательным по трем причинам: престиж, комфорт и высочайшее качество, - резюмирует Екатерина Фонарева. - Они получают возможность приобрести квартиры с интерьерами от всемирно известного и модного дизайнера по средней цене, сложившейся в сегменте недвижимости премиум-класса. Если бы покупатели приглашали звезду с мировым именем в частном порядке, стоимость проекта дизайна была бы на порядок выше. Респектабельных покупателей привлекает возможность приобрести жилье, над проектом и дизайном которого работали всемирно известные профессионалы – лучшие из лучших. Ведь их работы признаны самыми взыскательными клиентами по всему миру, а опыт и имя служит гарантией качества».