Единственный показ "Последнего из сарацинн" и встреча с режиссером состоятся 25 июня в 20:00 в Мультимедиа Арт Музее (м. Кропоткинская, ул. Остоженка, 16). Вход свободный!!!
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ САРАЦИНН
игровой фильм, реж. Федор Ромм, 2014, 31:59 мин
Самый известный человек на планете, которого никто не видел, неожиданно решает открыться миру.
Анзор Ганижев: "Большой брат есть везде. И в сфере индустрии кино. И в юриспруденции, но это уже отдельная тема. И я вам скажу вот что: это замечательная идея поднять тему Большого брата в таком формате. Но как это сделать? Фильм, даже будучи короткометражным, бьет не в бровь, а в глаз. Долой «Реквием по мечте» с его перенасыщенным содержанием кадров в минуту. Фильм «Последний из сарацинн» как бы «говорит» за героя, в нем создается своя, особенная реальность, насыщенное, концентрированное содержание. Это уже не Линч, которого сложно понять. Все говорит голосом главного героя: радио, люди, рекламные баннеры".
Федор Ромм: "Это кино о последних из романтиков от искусства. Об ушедшей эпохе художников экспериментаторов, настоящих фанатиков своего дела, каких сейчас все меньше и меньше. О творцах, которые мне представляются неким идеалом художника. Мне изначально хотелось, чтобы в этом кино события и персонажи были утрированны и преувеличены. Только с помощью гротеска я мог позволить себе говорить о серьезных вещах с юмором. Главное условие, которое я перед собой выдвинул - это беспощадная самоирония по отношению к себе. Все фильмы должны быть, так или иначе, про себя, о себе как хотите, называйте... Мое кино, как блудный сын, ушло от меня и живет теперь, понимаешь, своей жизнью, и я больше не могу на него влиять".
"Малобюджетное кино – лучший творческий провокатор. Ты вновь и вновь вынужден искать ходы, для того, чтобы решить ту или иную дорогостоящую задачу задешево. Часто результат превосходит все ожидания".
Киноклуб CinePromo CLUB - это некоммерческая инициатива компании CinePromo и Мультимедиа Арт Музея. Раз в 2 недели здесь проходят показы самых интересных короткометражных и неигровых фильмов, встречи с кинематографистами, дискуссии, лекции, мастер-классы и много всего другого. Для того, чтобы предложить собственный фильм для показа, отправьте запрос на e-mail: [email protected]. Организаторы открыты к любым инициативам!
ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ:
- Твой фильм называется «Последний из сарацинн», загадка начинается уже с названия. Кто такие сарацинны?
- Раскрыть эту тайну все равно, что вначале детективной картины выкрикнуть имя убийцы.
- Это твой дебютный фильм. Как пришла идея его съемок?
- Я учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Ивановича Хотиненко, Павла Константиновича Финна и Владимира Ивановича Фенченко. В качестве диплома я задумал снимать одну музыкальную комедию. Пока искал средства, проходили недели, месяцы и года. В один момент этот простой меня так разозлил, что я вознамерился снять хоть что-нибудь в самые кратчайшие сроки. Поэтому я схватил ноутбук и набросал первую попавшуюся историю, которая пришла мне в тот вечер в голову. На следующий день я попросил у друга «марк» и задался целью снять все, что задумал за три дня. В итоге процесс производства растянулся на полтора года.
- О чем кино?
- Это кино о последних из романтиков от искусства. Об ушедшей эпохе художников экспериментаторов, настоящих фанатиков своего дела, каких сейчас все меньше и меньше. О творцах, которые мне представляются неким идеалом художника. В фильме есть как минимум две важных смысловых линий. Внешне главной темой фильма стал конфликт выбора между убежденностью творца встать на нелегкий путь художника, руководствующегося бескомпромиссными принципами ради достижения авторской свободы, и соблазном быть обеспеченным, но лишенным всякой творческой индивидуальности. Герой фильма «Последний из сарацинн» застал новую для художника эпоху, и теперь он находится на перепутье, он не может решиться, на чьей он стороне. Внутренней и главной линией фильма стала тема одиночества. Художники –эгоистичные натуры. Они считают, что нет ничего важней своего дела. Подчас творцы забывают, что они не только художники, но и мужья, сыновья и просто внуки.
- Не слишком ли ироничная интонация для столь серьезного замысла, о котором ты сейчас говоришь?
- Естественно, обо всех этих серьезных вещах было бы глупо рассказывать с нахмуренным видом, поэтому само повествование, его подача, герои гипертрофированы.
Мне изначально хотелось, чтобы в этом кино события и персонажи были утрированны и преувеличены. Только с помощью гротеска я мог позволить себе говорить о серьезных вещах с юмором.
- Расскажи немного о сюжете.
- Этот фильм задуман как многослойная открытка, в которой каждый новый разворот приоткрывает завесу авторского замысла, поэтому мне бы не хотелось раскрывать все карты и рассказывать сюжет. В «Последнем из сарацинн» нет классической трехчастной структуры, этот фильм задуман так, чтобы его смотрели, а не пересказывали потому, что в нем нет истории как таковой, он создан по другим законам.
- Скажи, почему комедия, ведь это очень сложный жанр тем более для начинающего режиссера. Как правило, дебютанты снимают драмы...
- Думаю, каждый жанр по-своему сложен и не важно, драма это или комедия. Важно, чтобы автору было, что сказать своей работой. Как раз в «Последнем из сарацинн» я попытался совместить эти жанры.
- Ты автор сценария, режиссер, продюсер собственного фильма и еще снялся в главной роли и даже делал монтаж. Сложно ли снимать по собственному сценарию, а потом еще монтировать отснятый материал, ведь большинство для этих целей берут отдельных людей, чтобы не «замыливался» глаз?
- По своему сценарию как раз лучше всего снимать. Пока пишешь, в голове рисуешь раскадровки, проводишь кастинг, подбираешь знакомые локации. Очень удобно и время сокращает. Я работаю в сфере промо, монтаж - это мое основное ремесло, и я бы никому его не доверил. Другой вопрос, что даже самый лучший режиссер монтажа не застрахован от «замыливания глаза».
Именно по этой причине я собирал фокус-группы, составленные из самой разнообразной публики, чтобы лучше понимать, что творится с темпом, ритмом, динамикой и внятностью рассказываемой истории. Монтаж занял полгода и закончил я его только на предпоследней июньской неделе, совсем недавно.
Я не всем доволен, но картина рвалась в самостоятельную жизнь. Нельзя остановить ветер.
- Как тебе в роли актера? Это дань некому тщеславию, недоверие к актерским данным посторонних, попытка отобразить внутреннего двойника, недостаток бюджета?
- Это был вызов, как, собственно, и весь этот фильм.
Главное условие, которое я перед собой выдвинул - это беспощадная самоирония по отношению к себе.
- Можно ли сказать, что ты снял некую автобиографию? Говорят, что все режиссеры, по сути, снимают о себе. Но в любом случае формат «Последнего из сарацинн» очень смелый для начинающего режиссера, ведь не все смогут уловить нарочитый сарказм повествования…
- Все фильмы должны быть, так или иначе, про себя, о себе как хотите, называйте, и неважно про кого ты снимаешь, про кучку спартанцев отбивших многотысячную армию персидского завоевателя или про фанатичного художника, приносящего себя в жертву искусству.
- Ходят слухи, что после съемок фильма ты поменял имя. Что это за история?
- В своем псевдониме «Федор Ромм» я хотел совместить две стихии: борца и художника.
Федор Емельяненко - мой любимый спортсмен. Он настоящий «андердог»: часто соперники превосходят его по комплекции, однако сила Федора в том, что он не только очень техничный боец, но и один из самых умных. Пока на него обрушивается шквал сумасшедших ударов, он задумывает и с блистательной точностью исполняет победоносный захват. Кроме того, он один из самых интеллигентных бойцов в спорте. Удивительно, как можно быть таким спокойным и выдержанным на пресс-конференциях, когда его постоянно провоцируют.
А Михаил Ильич Ромм – мой любимый советский кинорежиссер.
- Что касается продюсирования. Это твой первый опыт? Вопрос, традиционно интересующий всех начинающих кинематографистов: где брал деньги на съемки?
- Малобюджетное кино – лучший творческий провокатор. Ты вновь и вновь вынужден искать ходы, для того, чтобы решить ту или иную дорогостоящую задачу задешево. Часто результат превосходит все ожидания.
- В фильме очень много символов, взаимосвязанных деталей, непрямых цитат (кинематографических и музыкальных). Расскажи об этом подробнее.
- Не хотелось бы спойлерить и опять же раскрывать все карты. Я бы определил жанр фильма как лирическую постмодернистскую комедию с элементами сатиры. Ведь одно из главных свойств постмодернизма – это цитирование. Поэтому в фильме так много отсылок к культурным первоисточникам. При просмотре вас не будет покидать легкое ощущение дежавю. Этот фильм как ребус, и я вполне допускаю, что не с первого просмотра можно будет увидеть все фишки, хоть они буквально расставлены в каждом кадре. В фильме нет ничего случайного, как и полагается.
- Что получилось и не получилось в фильме? Что бы поменял сейчас?
Всё, что не получилось, будет моим опытом на будущее.
- Мое кино, как блудный сын, ушло от меня и живет теперь, понимаешь, своей жизнью, и я больше не могу на него влиять.
Судя по реакциям на премьерных просмотрах, этот фильм либо притягивает к себе, либо от себя отторгает, но равнодушным не остается никто, я думаю это уже неплохо.
- Фильм готов. Что дальше? Какие планы?
- Нос что-то чешется. Пройдусь-ка я по двум, трем пыльным дорожкам… Надо же где-то черпать вдохновение…
- В смысле?
- Обожаю, аллеи в Нескучном саду, правда, когда там нет цветения.