26 ноября в 19.00 в Лектории Музея Москвы, в рамках цикла «Атлас современной Москвы», состоялась дискуссия на тему «Москва-Сити» – гордость современной Москвы или градостроительная ошибка?» Предметом обсуждения стал один из самых противоречивых и заметных – не только с точки зрения высотных параметров – столичных районов, навсегда изменивший городской ландшафт. Формулировка темы вобрала в себя весь диапазон существующих, порой диаметрально противоположных мнений об этом участке городской застройки на берегу Москвы-реки, с которым, как бы там ни было, не считаться больше нельзя – район состоялся, став полноценным участником столичной жизни.
Формат дискуссии провоцировал на оппозиционные высказывания, которыми обменивались не только спикеры и участники дискуссии, но и гости круглого стола. И прежде чем делать выводы, модератор дискуссии Денис Ромодин, член Союза краеведов России предложил обратиться к истории проекта, к главным вехам его становления. Ретроспективный подход с обзором реализованных и изначально запланированных объектов позволил приблизиться к осознанию возникших на сегодняшний день вопросов.
Своим взглядом на историю становления района поделился заслуженный архитектор России, член-корреспондент Академии художеств Сергей Ткаченко, который с 2004 по 2011 годы был директором ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы, принимавший участие в проектировании ММДЦ, занимающий ныне пост главного архитектора г. Калуги. Он рассказал, что планы по развитию территории, на месте которой расположился деловой центр «Москва-Сити» – бывшей каменоломни – были разнообразными. Так, например, в Генплане Москвы 1935 года она должна была стать частью Краснопресненского парка в рамках проекта по его расширению. Также эта территория рассматривалась в качестве площадки для проведения Всемирной выставки 1967 года («Экспо»), которая в итоге была проведена в Монреале. По его словам, это место всегда было резервным – для создания общегородского общественного или выставочного пространства. И только в 1990-х годах на этой территории начались подготовительные работы по возведению ММДЦ «Москва-Сити».
Сергей Ткаченко отметил, что по первому проекту, которым занимался архитектор Б. И. Тхор, Сити был меньше в 3 раза. Процесс расширения «Москва-Сити» был бы болезненным, если бы не тот факт, что изначально при проектировании был заложен большой резерв мощностей инженерных сетей и коммуникаций, а также развития транспортной инфраструктуры.
За время строительства делового центра концепции многих небоскребов были пересмотрены. Например, не будет реализована так называемая доминанта «Москва-Сити» – башня «Россия» Нормана Фостера, отказались от идеи возведения шпиля между двумя башнями «Федерации», который должен был их соединить. Сами небоскребы выросли примерно в 2 раза, а вместо парка на месте центрального ядра был построен ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити». И сейчас, по мнению Сергея Ткаченко, перед управляющей компанией «СИТИ» и городом стоят задачи по благоустройству этой территории, созданию рекреационных зон, а также по разрешению транспортной ситуации за счет строительства дублеров Кутузовского проспекта и развития общественного транспорта. «Сейчас Сити – это город в городе, внутри все в порядке, а снаружи – нет. Поэтому именно развитие дорожной сети Москвы позволит разгрузить транспортные потоки по направлению к деловому центру», – подчеркнул Сергей Борисович.
О нынешнем состоянии дел в районе ММДЦ «Москва-Сити» рассказала Татьяна Вольцингер, директор по развитию ОАО «СИТИ», управляющей компании ММДЦ «Москва-Сити». Она отметила, что район напрасно называют долгостроем, и привела в качестве примера сроки реализации европейских аналогов. Получилось, что Сити из них самый молодой деловой центр – его строительство ведется всего 18 лет, тогда как парижский La Défense строят уже 58 лет (с 1956 года), а лондонский Canary Wharf – 26 лет (с 1988 года). Интересный факт: квартал La Défense не имеет общего генплана, у него есть утвержденная концепция развития, и строительство новых объектов утверждается согласно этой концепции, иными словами – оценивается, соответствует ли проект общему курсу и правилам организации территории или нет. La Défense – это постоянно развивающаяся история, на их взгляд, стройка – это вполне нормальный процесс, нацеленный на развитие.
Все строительные работы на территории ММДЦ будут завершены к 2018 году, по прогнозам парижский квартал полностью сдадут на год позже, в 2019 г. К тому времени возведут запланированные 23 объекта, общая площадь которых составит порядка 4,5 млн кв. м. Уже сдано 10 объектов общей площадью около 2 млн кв. м, 8 объектов (1,7 млн кв. м) находятся в активной фазе строительства, остальные 5 проектируются. «Если посмотреть на Сити с набережной, то можно заметить, что это практически завершенный комплекс, линия района выстроилась, он стал символом современной Москвы», – заметила Татьяна. Спикер также подвергла сомнению распространенное мнение о высокой плотности застройки: в сравнении с мировыми примерами деловых столиц, Сити характеризуется наиболее приемлемой пространственной организацией. В «Москва-Сити» оптимальная плотность застройки – напротив, когда городские кварталы рассредоточены по территории, это приводит к необоснованным расходам по содержанию транспортной и инженерной инфраструктуры.
Не остался без внимания и наиболее остро стоящий вопрос, касающийся парковок. По данным аналитического центра ОАО «СИТИ», на сегодняшний день функционирует 9 тыс. машино-мест, после завершения всех объектов общее количество мест для автомобилей достигнет 30 тыс. единиц. «Уже в конце 2016 года коэффициент парковочных мест в Сити будет на уровне общегородских показателей от Садового кольца до ТТК», – отметила Татьяна Вольцингер. Что касается посещаемости делового центра, то на данный момент она составляет 80 тыс. человек. Учитывая планы по развитию транспортной инфраструктуры, предусматривающие строительство в 2015 году транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на нижних уровнях комплекса «IQ-квартал», к концу 2018 года Сити ежедневно сможет принимать до 250 тыс. человек.
Об этих планах, в свою очередь, рассказал Алексей Митяев, советник руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. По словам советника, ТПУ, строительство которого должно быть завершено в 2015 году, позволит объединить в единую сеть московскую кольцевую железную дорогу, метро и наземный транспорт, а в 2016 году к Третьему пересадочному контуру метрополитена будет подключена станция метрополитена «Деловой центр». Для того, чтобы определить судьбу участка Пресненской набережной от Центра международной торговли до Третьего транспортного кольца, по его словам, необходимо провести транспортное моделирование. Между тем, Сергей Ткаченко напомнил, что в целях создания на этом месте городского бульвара НИиПи Генплана уже предпринимался анализ пассажиропотоков, однако расчеты не позволили реализовать эту идею. Но, тем не менее, управляющая компания ОАО «СИТИ» планирует решить эту задачу и связать набережную с основной частью Сити.
Артем Укропов, главный архитектор бюро Megabudka, партнер архитектурно-дизайнерского бюро «СИТИ», рассказал о том, как будет обустроено пространство между небоскребами, что будет сделано для того, чтобы резидентам и гостям было комфортно среди этой масштабной застройки. «Мы не можем влиять на башни, на их внешний вид, но мы можем влиять на пространство между ними, на их благоустройство», – отметил Артем. По его словам, у Сити появился «разумный хозяин» – новая команда управляющей компании делового центра, понимающая, что и как нужно сделать, чтобы эта территория действительно ожила. И, конечно, нужно понимать, что решение задачи в силу ее глобальности может занять не один год.
Первое, с чего начнет архитектурно-дизайнерское бюро «СИТИ» и Megabudka – с функционального программирования пространства, суть которого заключается в том, чтобы придать каждому участку между башнями правильный смысл, наполнить его необходимой, логичной социальной активностью. Например, в одном месте создать зону отдыха или организовать стрит-фуд – в другом. Сейчас проводятся подготовительные работы, анализируются пешеходные потоки – куда и с какой целью передвигается «население» делового квартала. «Мы хотим, чтобы пространства между башнями «Москва-Сити» заполнялись не только утром и вечером, когда люди идут на работу и с работы, но и в период между часами пик, и в выходные дни. Людям должно быть понятно, куда идти, должен быть вектор направления. Кроме того, мы хотим создать действительно безбарьерную среду», – подчеркнул Артем Укропов.
Идею функционального программирования поддержала Елена Лыкова, редактор проекта «РБК-Недвижимость». «В первую очередь нужно смотреть не на то, насколько выросли башни, а как их можно связать в горизонтальной плоскости», – отметила она. Но вопрос благоустройства не может быть решен в отрыве от разработки системы навигации. По ее словам, эта проблема сейчас очень остро стоит в Сити, нужно сделать так, чтобы посетители делового центра чувствовали бы себя комфортно и спокойно, не опаздывая на встречи и совещания. Навигация Сити должна быть логичной и понятной.
В свою очередь, Валерия Мозганова, руководитель направления «Недвижимость» на радиостанции Business-FM, отметила, что архитектура Сити, его соответствие градостроительному пейзажу и благоустройство – все это, без сомнения, важно, но еще важнее – функциональная составляющая, с которой сейчас есть некоторые проблемы, на ее взгляд. «Когда говорят, что это с архитектурной точки зрения груда устаревшего стекла – это одно, и совсем другое, если Сити так будут называть с точки зрения функционала», – поделилась своим мнением журналист. В связи с масштабами проекта на рынок было выведено большое количество площадей, которые не были поглощены с такой скоростью, на которую рассчитывали инвесторы и девелоперы. «Уже сегодня в Сити колоссальная конкуренция за арендаторов и достаточно высокий уровень вакантных площадей. И хорошо, если все те сотни тысяч человек, на которые рассчитан Сити, будут туда приезжать – так мы будем иметь один набор проблем. А кто думает о том, если они туда не приедут, – рассуждала Валерия Мозганова. – Такой сценарий может сложиться, если подмосковное правительство выполнит свои обещания и построит на территории Подмосковья десять заявленных Сити, и предложит там хорошие ставки. Тогда у Сити, вероятно, появится другой набор проблем».
Ситуацию с 40-процентным уровнем вакантных площадей в Сити, озвученную журналистом, прокомментировала Татьяна Вольцингер, приведя данные по заполняемости объектов: «По информации, предоставленной аналитическим центром ОАО «СИТИ», «Башня на Набережной» заполнена на 89%, «Северная башня» – 93%, «Город столиц» – 91%, «Империя» – 87%. Как мы видим, в небоскребах, сданных в эксплуатацию к 2011 году, уровень заполняемости достигает порядка 90%. По ее словам, применение среднестатистических показателей для Сити не вполне уместно, поскольку район представляет собой субрынок со своими законами, определяющими инвестиционную привлекательность и сроки заполняемости объекта; в среднем они составляют 3 года.
По мнению Марты Савенко, обозревателя ИД «Коммерсант», в общей экономической нестабильности могут быть и положительные моменты: «Произойдет снижение ставок, отчего бизнес вздохнет свободнее и начнет развиваться».
Итоги дискуссии о том, градостроительная ошибка «Москва-Сити» или нет, подвела Валерия Мозганова: «Давайте признаемся: сегодня многие столицы, претендующие на звание глобальных городов, пытаются обзавестись своим небоскребом. Он может быть один или их может быть несколько, как в Сити. Это действительно новая визитная карточка города, наша данность. Сити – это такой «трудный ребенок», который Москва полюбит, следующее поколение уж точно». И этот новый символ, как отметила Валерия, нужно насытить жизнью.
Несмотря на то, что Сити, в первую очередь – это деловой квартал, на нынешнем этапе развития в этом районе города постепенно формируется мощный кластер, способный быть не только центром деловой, но и культурной жизни. Об этом рассказала директор музея «Сити» Ирина Хоменко, добавив несколько слов к вопросу о том, стоит ли приезжать в Сити для досуга. «Недавно на территории «Москва-Сити» открылся детский город «Мастерславль» площадью 6 тыс. кв. м, где дети от 5 до 14 лет могут осваивать профессии, – привела пример Ирина. – Люди приходят смотреть на монумент «Древо жизни» Эрнста Неизвестного, есть и копия башни Татлина, пользующая интересом у посетителей. Конечно, культурному компоненту еще предстоит развиваться, но начало положено – и это правильный путь».