Сегодня тема отсутствия в РФ закона о ГЧП на федеральном уровне беспокоит многих участников делового сообщества.
Регионы на свой страх и риск берут на себя ответственность, принимают законы на региональном уровне. Достаточно ли этого? Вопрос о том, нужен ли отдельный закон о ГЧП, обсуждается уже несколько лет. Прежде всего, существует необходимость в принятии подобного закона на федеральном уровне, по причине отсутствия единого нормативно-правового акта, который регулировал бы все вопросы, возникающие в сфере ГЧП, в том числе на уровне регионов, где ГЧП должно развиваться. Аналогичная ситуация наблюдается и в Белоруссии, где закон о ГЧП обсуждается, но все еще не принят.
Почему же уже более трех лет этот закон не могут принять? Мы решили рассмотреть эту проблему не с юридической, а с управленческой точки зрения. Поэтому наш вопрос адресован практику с многолетним опытом управления крупномасштабными проектами и программами, заместителю председателя Наблюдательного совета НИИ КПУ, главному редактору журнала «Практика управления» Наталье Персод.
— Наталья, каково ваше видение, как управленца, причин столь долгого обсуждения необходимого в текущих условиях документа?
— Принятие закона о ГЧП это, безусловно, серьезный шаг, необходимый, прежде всего, государству. Это не просто закон, это комплексное решение проблем развития Российской Федерации, — повышения открытости и инвестиционной привлекательности страны, а значит и доверия к стране.
Я думаю, отсутствие закона о ГЧП, прежде всего, обусловлено его сложностью и комплексностью. Этот закон «потянет» за собой целый ряд изменений и корректировок, не только в области законодательства и гарантий, но и в системе управления, образовании и подготовке кадров, в системе и культуре взаимодействия государства и частного партнера и т.д. Очевидно, что реинжиниринг этих элементов системы куда более длительный процесс, требующий отдельного внимания, может быть, даже разработки отдельной стратегии развития ГЧП-механизмов в РФ.
Таким образом, принятие закона о ГЧП — это не единичное мероприятие, а комплексное стратегическое решение, требующее тщательной подготовки и проработки.
Главное, что решение о развитии ГЧП в России есть, и оно неоднократно озвучивалось первыми лицами страны, — теперь исполнителям необходимо проанализировать и смоделировать последствия принятия данного закона и его влияния на смежные системы управления, увидеть «белые пятна» и дать предложения по их исключению. Я считаю, что вопрос ГЧП должен решаться системно, а закон должен стать его интеграционной составляющей. Когда будет видно общую картину использования механизма ГЧП, все плюсы и минусы влияния закона, тогда, на мой взгляд, вопросов к документу не останется.