Пытаясь разобраться в причинах столь скорого забвения фильма «Левиафан», заслуженный деятель науки Российской Федерации профессор Александр Запесоцкий в новой авторской колонке на сайте газеты «Комсомольская правда» приходит к выводу, что российский зритель сознательно проигнорировал картину. «Да, наверное, подготовка зрителя к восприятию настоящего искусства в России за последнюю четверть века катастрофически упала. – пишет в авторской колонке профессор. – Но все же отличить шедевр от дряни и даже от «так себе» наш зритель пока еще может. «Левиафан» - так себе».
По мнению академика, проблема не в том, что сюжет картины отнюдь не нов, - история противостояния простого человека и власти ведет свой отсчет с доисторических времен, - а в том, что даже при наличии блестящего актерского состава и прекрасной операторской работы, герои Звягинцева не вызывают сострадания, – чего-то фильму не хватает.
Российская культура уже давно прошла через то, что сделал режиссер «Левиафана», продолжает профессор, замечая, что Пушкин, Чехов, и позднее – советские авторы пытались проникнуть во внутренние переживания человека, стремились показать величие души. Герои же Звягинцева оказываются полностью растоптаны и вызывают лишь жалость, поскольку режиссер изначально не наделил их человеческим достоинством. «Андрей Тарковский тоже показывал нам и журчание воды, и рев человеческой дикости. Но показывал так, что в душах людей что-то важное происходило», считает профессор.
Кроме того, пишет автор статьи, несмотря на тенденцию критиковать власть и противостоять ей, «Левиафан» слишком явно пропитан ненавистью к той российской действительности, которую изображает режиссер. «Но ненависть может быть хорошо оплачена. Например, премией Каннского фестиваля».