ОАО РЖД планирует до 2020 года привлечь до 400 миллиардов рублей. На сегодняшний день это один из самых масштабных проектов ГПЧ по объему привлечения средств. По мнению Андрея Лебедева, генерального директора ГК «Крикунов и Партнеры», развитие железнодорожного транспорта затруднительно без привлечений частных инвестиций на долгосрочной основе. И концепция государственно-частного партнерства (ГЧП) представляется оптимальным вариантом для данной сферы.
От ОАО РЖД не раз поступала информация о необходимости расширять и улучшать транспортную инфраструктуру, это не столько собственное желание компании, сколько уже назревшая необходимость, продиктованная требованием времени. В соответствии с Генеральной схемой развития железных дорог, речь идет о суммах в сотни миллиардов рублей.
«Проекты глобальные, комплексные и стратегически важные для страны, об этом даже никто не спорит, но сейчас привлечению инвесторов мешает отсутствие адекватного законодательства, которое бы гарантировало привлекательность и самое главное безопасность данного вложения средств. Когда речь идет о таких больших средствах и длительном сроке инвестирования, наличие соответствующего законодательства и его стабильность играют ключевое, решающее значение, - рассказывает Андрей Лебедев. - Реализация долгосрочных моделей регулирования в сфере железнодорожного транспорта требует предоставления реальных гарантий возврата инвестиций частных компаний в течение всего срока реализации таких моделей».
Перспективной представляется реализация концессионных механизмов при соответствующем изменении законодательства, позволяющими РЖД выступать на стороне концедента. Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций. На сегодняшний день, механизмы возврата средств, при вложении их в железнодорожные перевозки все еще остается непонятным и непрозрачным. Не каждая компания решится на такой риск. В основном, принимая участие в финансировании проектов РЖД партнеры выбирают точечное инфраструктурное тактическое сотрудничество. Возможно, когда ситуация с законодательной базой будет решена проекты станут более масштабными и длительными.