Старый дом стоит новых двух: это справедливо, если говорить об элитных сталинских квартирах, стоимость которых в разы превышает цены в новостройках. Но если речь о загородных дачах с историей – все не так однозначно. Востребована ли советская роскошь – или ее давно победили современные европейские поселки?
Слово «дача» - от глагола «давать»: и при царе, и при советской власти земли жаловали за особые заслуги. Загородная недвижимость номенклатуры и творческой интеллигенции образовывала что-то вроде закрытого клуба, элитной территории для «непростых людей». Это поселения недалеко от Москвы, с живописным ландшафтом и хорошим транспортным сообщением – к дачам всегда прокладывали маршрут электричек. Типичные направления такой застройки – Дмитровское и Ленинградское шоссе, юго-запад.
Причина, по которой некоторые покупатели хотят приобрести дом «с историей» - скорее сентиментальная. Это те, чье детство прошло на такой даче или было наполнено мечтой о ней. Рациональные же доводы – скорее «против», чем «за» покупку ветхой недвижимости.
«Стародачные места – это нередко изношенные коммуникации, отсутствие газа, перебои с электричеством, - рассказывает руководитель отдела по работе с вторичной недвижимостью компании VillagioEstate Артур Имосян. - Поэтому постройки в подобных местах становятся жилыми только в теплый сезон».
Дом в поселке с историей выигрывает за счет живописной природы – только здесь можно встретить вековые сосны на участке. В то же время, природа – коварный враг таких локаций. Эксперты любят ссылаться на пример Переделкино: «Лесные участки в районе серьезно пострадали от короеда. Какие-то места вырублены, где-то деревья стоят сухими. Неухоженная растительность и экологические проблемы сводят на «нет» преимущества жизни в стародачных местах» - поясняет Артур Имосян.
Нередко покупатель старой дачи сталкивается с юридическими проблемами: в доме могут быть прописаны сразу несколько взрослых наследников с несовершеннолетними детьми. Продать такую недвижимость так же трудно, как расселить коммуналку – мало кто готов тратить время и силы. Да и цена «дома с родословной» может достигать десятков миллионов долларов: неоправданно дорого по сравнению со стоимостью новых коттеджей.
Но главный враг идиллической картине семейного уюта на старинной даче – урбанизация. К примеру, рядом с дачами в Крюково вырос целый город Зеленоград – и это фактически загнало дачников в ловушку.
Соседство с высотками и непривычным контингентом привело к тому, что владельцы стали покидать свои дома. Когда-то типично стародачное Крюково с прудами и зеленью теперь стало частью Зеленограда.
Подобные проблемы могут коснуться и современных проектов в черте города. «Один элитный московский поселок начал резко терять ликвидность, - вспоминает эксперт VillagioEstate. – Причина – открытие по соседству гипермаркета эконом-класса. Продать дома в таком проекте просто нереально, а снижать цену не позволяла себестоимость».
Есть люди, которым старые дачи интересны в силу личных воспоминаний и преставлений о семейной традиции – но спрос на советскую роскошь не превышает 2-3 процентов от общего числа сделок с загородной недвижимостью. У нового времени – свое представление о комфорте: небольшие современные поселки с инфраструктурой и зеленым ландшафтом в европейском стиле. Именно они вытесняют старорежимные дачи: по прогнозам экспертов, большинство прежних поселков уступит место новым постройкам в ближайшие десятилетия.