В Харькове представили итоги совместного проекта Датского совета по делам беженцев, ВБФ “Право на защиту” и УВКБ ООН — “Адвокация и защита прав внутренне перемещенных лиц в Украине”. Итоги проекта в разных регионах Украины представили накануне Международного дня защиты прав человека.
Одним из главных нарушений прав и свобод человека в отношении переселенцев представители проекта “Адвокация и защита прав ВПЛ в Украине” называют ограничение права на свободу передвижения. Об этом во время подведения итогов проекта в Харькове рассказал региональный координатор проекта про развитию возможностей, представитель Датского совета по делам беженцев Андрей Брынь. Решить эту проблему, в частности, призван законопроект 2166, «Про внесення змін до деяких законів України щодо посилення гарантії дотримання прав і свобод внутрішньо переміщених осіб», на днях отправленный Президентом на доработку.
“Речь идет, во-первых, об ограничении права на свободу передвижения с неподконтрольных Украине территорий на мирную территорию, — говорит Андрей Брынь. — Сама процедура выдачи этих пропусков, необходимость раз в полгода регистрироваться на новом месте, связанные с вынужденным перездом сложности с получением выплат и т. д. — это все нарушение прав человека. Кроме того, переселенцы, пересекающие эту условную границу, вынуждены часами стоять в длинных очередях, в отсутвие минимального комфорта: тепла, еды, туалетов. Во время последней встречи Координационного комитета в Славянске мы получили информацию о том, что зафиксированы первые случаи смерти людей в очередях на пунктах пропуска. Ограничивает право на свободу передвижения и процедура регистрации на новом месте жительства”.
По мнению правозащитников, улучшить ситуацию помогло бы, в частности, создание единого центрального органа, ответственного за все вопросы, связанные с ВПЛ; создание единой электронной базы данных, в которой можно было бы получить информацию о человеке, вне зависимости от того, где он находится, без непосредственного обращения в органы власти; улучшение технического состояния существующей электронной системы: “Есть проблема с техническими возможностями серверов, куда переселенцы заходят каждый день, вводят свои данные и получают эти пропуски, — говорит Андрей Брынь. — Очень часто непосредственно “в полях” возникают перебои в работе базы, и люди вынуждены ждать часами”.
Представители УВКБ ООН, Датского совета по беженцам и фонда “Право на защиту” намерены приложить усилия к решению этой ситуации, разработать и лоббировать принятие процедуры, облегчающей прохождение этих блок-постов и выдачи электронных пропусков, а пока что продолжать оказывать консультации и помощь в пересечении границы зоны АТО.
Любовь Бутенко, руководитель проекта «Адвокация и правовая помощь ВПЛ в Украине» в Харьковской области, рассказала, что законопроект 2166 призван решить комплекс проблем, в том числе — связанных с ограничением свободы передвижения. Во-первых, в нем прописана процедура получения статуса ВПЛ для выезжающих из зоны АТО граждан других государств (студентов вузов, к примеру) и лиц без гражданства. Во-вторых, закон отменяет срок годности справки о регистрации ВПЛ: она должна стать бессрочной, “до момета прекращения обстоятельств, которые привели к перемещению”. В-третьих, упрощается процедура регистрации: по новому закону, Миграционная служба уже не должна проставлять в справках штамп о месте жительства и проверять его. “Сейчас на каждой справке ВПЛ обязательно ставится штамп миграционной службы и указывается адрес проживания, — говорит Любовь Бутенко. — Но все правозащитники понимают, что нельзя ограничивать свободу передвижения людей, а ВПЛ являются гражданами Украины и нельзя ставить им различную регистрацию в разных документах. Мы знаем случаи, когда у человека в паспорте стоит один адрес, в справке другой, причем это может быть не адрес фактического проживания, а адрес Миграционной службы, отдела соцзащиты и так далее. Это связано, в том числе с тем, что люди, котрые сдают переселенцам жилье, не хотят заключать договоры”. В-четвертых, упрощается порядок регистрации детей, не сопровождаемых родителями.
Наконец, закон упрощает расторжение трудовых отношений в случае, если человек утратил документы, либо его работодатель остался на оккупированной территории. “По ныне существующему закону, человек должен написать и нотариально заверить заявление об увольнении и отослать его своему работодателю почтой, — говорит Любовь Бутенко. — Но все мы знаем, что почта на тех территориях не работает. Закон 2166 предполагает, что ВПЛ может прийти в центр занятости, написать просьбу о прекращении трудовых отношений и таким образом хотя бы стать на учет в Центр занятости. Сейчас также непонятно, кто будет делать запись в новую трудовую книжку, этот вопрос еще должен быть проработан”.
Напомним, президент вернул законопроект на доработку, так как, по его мнению, в нем не определён орган, ответственный за работу с ВПЛ. Правовые эксперты из неправительственных организаций обещают доработать и урегулировать этот вопрос.
Аслак Солумсуен, глава харьковского офиса УВКБ ООН, уверен, что несмотря на все существующие сложности, за последний год Украина сделала огромный шаг вперед в решении ситуации с ВПЛ: “Мы видим и упрощение некоторых законодательных норм, и готовность государственных органов к сотрудничеству с неправительственными организациями. И Датский совет по делам беженцев, и УВКБ ООН всегда были ориентированы на поиск долгосрочных решений, и мы будем сотрудничать с украинскими властями и НГО до тех пор, пока здесь в этом будет необходимость”.