Основная задача властей - это упорядочить рынок, повысить качество таможенного администрирования и увеличить сборы на фоне сокращения серого импорта. Но здесь очень важно действовать максимально аккуратно. К примеру, если речь идет о таких дорогостоящих вещах как шубы - введение RFID-маркировки вряд ли существенно скажется на стоимости продукции для конечных потребителей, да и это явно не является предметом первой необходимости. Но с продуктами и лекарственными препаратами совершенно другая картина, поскольку появляется целый ряд вопросов - на каком объеме продукции необходима RFID-маркировка, могут ли позволить себе дополнительные издержки участники этого рынка или же они будут вынуждены перекладывать затраты на конечных потребителей и т.д. По лекарствам и продуктам питания рост цен в связи с нововведениями вполне вероятен.
Сократить долю серого импорта за счет введения данной меры, безусловно, можно, но, к сожалению, опыт показывает, что недобросовестные участники рынка умеют адаптировать к новым условиям, и мы с очень высокой долей вероятности еще увидим какие-то схемы, дающие им возможность работать в новых условиях. Но доля подобных поставок в среднесрочной перспективе после введения RFID-маркировки будет падать.
С введением ЕГАИС было много проблем административного характера, и для бизнеса переход на новый стандарт был непростым, поэтому вряд ли можно считать этот опыт однозначно положительным. Но в итоге система оказалась вполне работоспособной, поэтому масштабировать опыт с учетом всех ошибок, без сомнения, можно.
Елена Скрынник, экс-министр сельского хозяйства Российской Федерации