Доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор Тебекин Алексей Васильевич представил анализ перспектив развития российской экономики
Перспективы развития российской экономики вызывает интерес у миллионов людей. В этой связи проанализируем мнения специалистов по этому вопросу.
Так специалисты Высшей школы экономики в мае 2016 года сделали заявление о том, что усиление российской валюты, отмечаемое в последнее время, можно считать краткосрочным, что сопряжено с изменением стоимости черного золота в мире.
Такой сценарий вполне вероятен. И сопряжен он может быть с президентскими выборами в США, где сторонников дешевой сланцевой нефти могут сменить сторонники дорогой нефти, добываемой традиционными технологиями.
Кроме того, демпинг цен на нефть странами-участницами ОПЕК не может длиться бесконечно.
В краткосрочной перспективе цена на нефть может оставаться на низком уровне. И в отсутствии надежного магнита, притягивающего инвестиции в Россию в виде обсуждаемых институтов и инструментов, или по крайней мере удерживающего в ней капитал, отток последнего из страны может продолжится. Напомним, что в 2015 году ЦБ зафиксировал отток из РФ $56,9 млрд. В 2016 г. Минфин прогнозирует отток $30-40 млрд, а это 3-4% ВВП.
Попытки компенсировать падение объемов экспорта в денежном выражении увеличением объемов поставок черного золота в натуральном выражении не безграничны. По данным Международного торгового центра (ITC) общий объем экспорта России в 2015 году в долларовом выражении снизился на треть, объем экспорта нефти-сырца — более чем на половину (56%).
Все это увеличивает дефицит иностранной валюты в стране.
Говоря о долгосрочной перспективе нельзя забывать об исчерпании мировых запасов нефти, согласно кривой Хабберта.
По мере сокращения запасов легкодоступной нефти при отсутствии достойных альтернативных источников энергии цена на черное золото будет расти.
Еще раз хочется подчеркнуть, что речь не идет об исчерпании запасов нефти как таковых. А речь идет об ограниченных объемах легкодоступной нефти. Иначе бы они не являлись в современном мире основной причиной подавляющего большинства войн. А число стран, желающих пробурить скважины в Арктике, не росло бы в геометрической прогрессии в ожидании, когда льды растают.
Именно дефицит дешевого энергетического продукта, как и в 1970-е годы ляжет в основу мирового экономического кризиса 2020-х годов.
И сегодня с уверенностью можно сказать, что при всех заготавливаемых «подушках безопасности» шторм от этого кризиса будет гораздо масштабнее кризиса 2008-2009 годов.
С точки зрения финансов для уменьшения зависимости национальной экономики от цен на нефть нужно создать отечественный рублевый кредитный рынок и стимулировать создание рублевого инвестиционного механизма. Такой подход в сочетании со снижением процентной ставки и исключение возможностей для банков спекулировать валютой, позволит уменьшить зависимость отечественной экономики от доллара и евро.
С точки зрения производства продукции (товаров, работ и услуг) необходимо создавать отечественную материальную продукцию и услуги содержащие высокую долю интеллектуальной составляющей (а это сопряжено с проблемой предотвращения утечки умов за рубеж).
Производство этих товаров и услуг должно базироваться на ресурсосберегающих (в том числе энергосберегающих) технологиях. Именно эти технологии будут доминировать в укладе, который получит развитие после кризисного экономического шторма 2020-х годов. И экономики тех стран, которые и дальше будут уповать на не переработанные, сырые углеводороды, окажутся отброшенными в развитии от ведущих стран мира уже не на сто, а на двести лет.
Достаточно вспомнить слова министра нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Ахмед Заки Ямани, занимавшего этот пост с 1962 по 1986 годы (и, соответственно, активно поучаствовавшего в мировом нефтяном кризисе 1972-1973 годов, и в обвале экономики СССР в горбачевские времена 1985-1986 годы): «Каменный век кончился не потому, что кончились камни, и нефтяной век кончится не потому, что кончится нефть…». Именно поэтому Ахмед Заки Ямани всегда интересовался высокими технологиями.
И нам сегодня следует понимать, что энергетический голод Земле не грозит. Вот только технологии будут другими.
В России же пока делается ставка не на новые технологии, а на увеличение мощности насоса, и на укладку новых труб на севере, юге, востоке.
Однако пора осознать, что эра углеводородов заканчивается, а с нею заканчивается, и эра тех, кто думает, что она вечна.
Для того, чтобы избежать участи двухсотлетнего отставания в России надо создать благоприятную, питательную среду для развития отраслей продукции высокого передела, а не фискальную, как это происходит сегодня.
Если проводить простую аналогию с финансовым менеджментом, где экономическая рентабельность деятельности предприятия определяется произведением коммерческой маржи (отношения нетто результата эксплуатации инвестиций к обороту) и коэффициента трансформации (отношения оборота к активам), то применительно к национальной экономике, начинать надо не с налоговой маржи, увеличивая налоговые ставки при не растущем обороте, а напротив, наращивать оборот, увеличивая отдачу с задействованных активов, и ускоряя тем самым рост коэффициента трансформации.
Иначе говоря, будут большие объемы высокотехнологичной и высокорентабельной продукции, будут большие объемы поступлений в бюджет. И это позволит решить многие социально-экономические проблемы.