Сегодня в России принято считать, что пластическая хирургия – прихоть богатых людей, либо необходимость, но для тех, чья внешность служит инструментом в профессии (речь идет об актерах, певцах, и прочих деятелях культуры). На данный момент, по опросам ВЦИОМ, такую точку зрения разделяют порядка 72% россиян. Однако все не так просто.
Жизнь без пластики
Безусловно, отличие эстетической пластической хирургии от традиционной состоит в том, что она напрямую не спасает жизнь человеку. Ее главная цель – улучшение внешности. Однако, в последние годы, во всем мире, и в России в частности, увеличилось количество зарегистрированных случаев хронической депрессии и других психических заболеваний, толчком к которым послужило именно недовольство людей своей внешностью. И главное – значительный процент таких заболеваний (до 25%) приводит к попыткам суицида. А потому можно сделать вывод и о том, что в ряде случаев и эстетическая пластическая хирургия спасает жизнь пациенту. А ведь есть еще и реконструктивная пластическая хирургия, которая напрямую направлена на решение очень серьезных проблем пациентов, исправляя последствия различных, в том числе и онкологических заболеваний.
Женская доля
По данным на 2016 год, 85% пациентов российских пластических хирургов – это женщины. И это с одной стороны вполне объяснимо желанием прекрасной половины следить за своей внешностью, а с другой стороны, это объясняется, например, такой чисто женской проблемой - рак молочной железы, которая очень часто приводит к реконструктивно-пластическим хирургам и является на сегодняшней день самым частым поводом обращения к пластическим хирургам в России.
«В любом случае, пластическая хирургия, так или иначе, является способом улучшения внешности пациента, - считает известный реконструктивно - пластический хирург, онколог Максим Усунгван, – но это совершенно не значит, что она прихоть пациентов. В большинстве случаев на пластические операции есть действительно объективные показатели. Если по какой-либо причине облик человека ухудшается, становится непривычным для него, это неизбежно негативно влияет на его психологическое состояние. Причем неважно, как была потеряна внешняя привлекательность – или из-за заболеваний, или в результате естественных причин, например, беременности и родов, или это результат несчастного случая, аварии, или в силу возрастных причин. Итог все равно один – самооценка снижается, появляется неуверенность в себе, качество жизни падает. Пластический хирург, прежде всего, работает с качеством жизни».
Прихоть или необходимость
Исходя из ответов сограждан в социологических опросах, изменения внешности не играют существенной роли в жизни человека. Однако пластические хирурги с этим не согласны и доказывают почему. В частности, в 2015 году американские медики провели исследование. Доктора Пенсильванского университета (США) проанализировали 16 косметических и пластических операций на предмет дальнейшего самочувствия и качества жизни пациентов. И данные показали, что в 90% случаев с помощью хирургического вмешательства повышалось качество жизни человека. Пациенты уже через два-три месяца чувствовали себя намного лучше, чем до операции, у них росла самооценка, повышался их статус в обществе. Некоторые даже получали повышения по службе.
Отдельная тема – детские пластические операции, и здесь, как считают хирурги, и вовсе невозможно говорить о какой-либо прихоти. Так называемое третье веко, заячья губа или, например, неправильная форма ушей (лопоухость) могут доставить немало трудностей в общении со сверстниками даже самому коммуникабельному ребенку. А вот последствия психологических травм в случае невмешательства пластики остаются уже на всю жизнь.
«На данный момент реконструктивно-пластическая хирургия в России располагает огромными возможностями по устранению любого дефекта, - отмечает пластический хирург Максим Усунгван. – При этом всегда учитываются особенности строения тела каждого пациента, 100-процентно применяется индивидуальный подход в каждом случае. Стоит особо обратить на это внимание - в подавляющем большинстве наши пациенты люди среднего достатка, и пластические операции для них совсем не прихоть, а жизненная необходимость».
Таким образом, можно утверждать, что стереотип, сформировавшийся у россиян к данному моменту, ошибочен. Больше половины пластических операций, а в случае с детьми, этот показатель близок к 100-процентному – вовсе не прихоть или демонстрация своих возможностей, а реальное желание повысить свое качество жизни, или просто способ избавиться от проблем, знакомых еще с раннего детства. Просто сейчас он стал намного доступнее, нежели это было еще пару десятилетий назад.