Отмена моратория на продажу сельскохозяйственных земель станет позитивным сигналом для бизнеса и инвесторов, но без необходимой технической подготовки может иметь негативные последствия. Так считает председатель Наблюдательного совета KSG Agro Сергей Касьянов, которого цитирует пресс-служба агрохолдинга.
Среди позитивных последствий разрешения продажи сельхозземель аграрий называет запуск рынка земли, на котором появятся реальные продавцы и покупатели, привлечение инвестиций на рынок земли, использование земли в качестве залога для банковского финансирования и др.
В то же время Сергей Касьянов отмечает неготовность государства к полномасштабному процессу купли-продажи земли: «У нас, к сожалению, несмотря на выделение целевых средств Мирового банка, не сформированы земельные кадастры, творится неразбериха в реестрах юридических лиц, где постоянно меняются собственники… Общественное мнение пока тоже не в пользу рынка земли. Еще очень много спорных вопросов, которые ни Президенту, ни правительству пока разрешить не удается. Все это, к сожалению, переводит дискуссии о продаже земли из экономической в политическую плоскость».
Глава Набсовета холдинга уверен, что старт рынка земли целесообразен лишь в случае полной готовности к этому процессу государственных органов, отвечающих за учет земель. «Это позволит исключить правовой беспредел вокруг учета земель, который может дискредитировать процесс и настроить и так наэлектризованных людей против него», - считает Касьянов.
Говоря о возможной стоимости гектара земли, аграрий отметил, что считает нереальными оценки в 80 тыс. или даже в 100 тыс. грн. «В этом вопросе не стоит строить иллюзий. Нужно быть реалистами и ориентироваться на результаты работы в полях. Меня удивляет, когда всерьез рассуждают о 5-6 тыс. долл. за гектар, в то время как в гораздо более правовых государствах – соседних Венгрии или Польше, цена гектара не превышает 2-3 тыс. долл. У нас же при оценке земли надо исходить из стоимости аренды. Если она составит 100 долларов, то 1 тыс. долларов может стоить гектар».
Среди потенциальных покупателей земли Сергей Касьянов видит не столько агрохолдинги или фермерские хозяйства, которые едва сводят концы с концами, сколько владельцев частных сбережений, не связанных с АПК, но видящих в земле предмет для инвестиций. «Не секрет, что в стране миллиарды долларов у людей в «кубышках». Если такие инвесторы увидят в земле актив для сохранности своих накоплений, приобретут ее и начнут сдавать в аренду, имея свои 10%, то у земли появится свой покупатель со спросом», - резюмировал Касьянов.