Ко Дню космонавтики в прокат выходит приключенческий триллер «Время первых», рассказывающий о первом в истории выходе человека в открытый космос.
Тема космоса снова востребована в кино: только за последние три года появилось несколько заметных зарубежных картин, собравших престижные награды: «Гравитация», «Интерстеллар», «Прибытие», «Марсианин». По этому поводу на российских кинематографистов постоянно сыпались упреки: мол, неужели наши не могут снять кино о подвигах советских космонавтов? Ведь и придумывать ничего не надо, реальность была удивительнее фантастики.
В 1965 году два советских космонавта — командир Павел Беляев и пилот Алексей Леонов — на корабле «Восход-2» поднялись на орбиту, после чего Леонов вышел в открытый космос. Ликование всей страны не поддавалось описанию, оба тут же стали легендой, а космос считался покоренным (как оказалось, преждевременно).
Во «Времени первых» роль Леонова играет актер и режиссер Евгений Миронов, также являющийся одним из продюсеров фильма. Его напарника Беляева — Константин Хабенский. Знаменитого конструктора
«Время первых» — одна из немногих отечественных крупнобюжетных картин, где полноценно раскрыты характеры героев, а сами они получились живыми и запоминающимися. Особенно Павел Беляев в исполнении Хабенского. Его немногословный, спокойный, рассудительный и суровый герой контрастен жизнерадостному и легкомысленному балагуру Леонову. Если для Беляева полет в космос — трудная ответственная работа, ради которой стоит рискнуть жизнью, то для Леонова — детская мечта, сбывшаяся чудесным образом.
«Казалось бы, ну, что интересного можно показать в крошечной капсуле космического корабля, где космонавты еле помещаются? – рассказывает актриса, фотомодель Олеся Сибирякова, побывавшая на предпремьерном показе картины. - А между тем происходящее на экране смотрится с неослабевающим интересом. Взять хотя бы борьбу Леонова с собственным скафандром и его неугомонный оптимизм, который покоряет серьезного Беляева. Герои шутят даже в самых патовых ситуациях — и веришь: так оно и было. Параллельно развивается сюжетная линия о противостоянии Королева и генерала КГБ. Королеву важны его «орелики», генералу — чтобы космический корабль не попал в руки «врагов», то есть не приземлился за границами СССР. То, как это сыграл Ильин, вполне объясняет, почему Королев умер через десять месяцев после полета — сердце отказало. Главная битва в картине — не борьба экипажа с поломками, а противостояние Королева и системы. Декорации и графика в картине на должном уровне и выглядят современно, но самое главное, пожалуй, — это скрытый посыл фильма. Понятно, что Беляев и Леонов рисковали жизнями, что «Восход-2» был толком не обкатан и все эти внештатные ситуации — яркая иллюстрация знаменитого русского «авось как-нибудь справимся». Но, глядя на экран, чувствуешь, насколько этот полет был важен для самих космонавтов, для тех, кто ждал их на Земле, для миллионов советских людей».