Ненормированный рабочий день используют многие работодатели. Этот режим работы регулирует ст. 101 Трудового кодекса РФ, но написана она таким образом, что некоторые вопросы остаются спорными для прочтения и, соответственно, применения на практике. Это такие вопросы, как: количество часов работы, допустимое за пределами нормы; можно ли в год работать больше 120 часов сверх нормы; оплачиваются ли эти часы, или дополнительный отпуск покрывает эту переработку.
Трудно не согласиться с тем, что с этим режимом повсеместно связаны грубые нарушения норм охраны и оплаты труда. Достаточно спросить любого работодателя, который использует данный режим, учитывают ли в их компании часы сверх нормы, табелируют ли их и оплачивают ли, — на все вопросы в подавляющем большинстве случаев прозвучит ответ «нет». Поэтому абсолютно логичным является предложение со стороны одной из партий Государственной Думы РФ о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, связанных с ненормированным рабочим днем. Правда, к сожалению, Министерство труда считает, что нет необходимости корректировать нормы Трудового кодекса РФ в части ненормированного рабочего дня, что в этом вопросе всё сбалансированно.
«Действительно, гарантии в Трудовом кодексе РФ, по большей части сбалансированы, - комментирует директор по развитию агентства эффективного управления персоналом SLG Нурия Архипова. – Но, если подавляющее большинство работодателей не выполняет эти нормы, то, возможно, в законе не все так прозрачно для правоприменителя. Если судить объективно, то запутывает работодателя ст. 97 Трудового кодекса РФ. В ней разделены понятия сверхурочной работы и работы на условиях ненормированного рабочего дня. Вот работодатель и делает выводы, что на ненормированный рабочий день не распространяются ограничения по количеству часов работы за пределами нормы в день, в год, табелирование таких часов и оплата. Скажу больше, даже инспекторы труда читают эту статью как устанавливающую исключение из общих гарантий. Получается, если работодатель установил работнику ненормированный рабочий день, то, кроме дополнительного отпуска в 3 календарных дня, работник больше ничего не получит. А количество часов работы за пределами нормы вообще ничем не ограниченно. Поэтому можно согласиться с авторами законопроекта. По их мнению, анализ ситуации показывает, что работодатель зачастую использует ненормированный рабочий день для создания серьезной нагрузки на работника, экономии средств. Учитывая отсутствие критериев ненормированности, работодатель порой вынуждает работника трудиться, «как раба на галерах», говоря ему: «Не нравится – уходи». Поэтому считаю, что законопроект парламентариев прогрессивен и обеспечивает защиту прав работников. Но судьба инициативы может быть печальной, так как пока не поддержана Минтруда РФ».