Участник Всероссийского психологического форума, который пройдет в КФУ с 5 по 7 октября, Марина Васильченко объяснила, почему дети добровольно уходят из жизни и как можно предотвратить этот поступок.
В жизни каждого из нас неизбежно наступает полоса неудач из-за сложных отношений с окружающим миром. И каждый человек справляется по-разному: кто-то получает психологические травмы, кто-то, преодолев трудности, не только сохраняет здоровье, но и растет личностно, расширяя свои адаптационные возможности, а кто-то, не справившись с трудностями, совершает попытку самоубийства.
Несмотря на то, что попытаться убить себя могут люди всех возрастов, особое положение в данной категории лиц занимают дети и подростки. В последние 6-7 лет частота суицидов в России составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Согласно данным специалистов, по числу суицидов Россия занимает шестое место в мире, а по самоубийствам подростков - первое место в Европе.
Почему же дети добровольно уходят из жизни и как можно предотвратить этот поступок? Что такое суицидный синдром и правда ли, что человек, однажды предпринявший попытку самоубийства, будет повторять ее снова? Можно ли избежать «эффекта Вертера»? На эти и другие вопросы ответила доцент кафедры психологии образования и организационной психологии ДГТУ, участник Всероссийского психологического форума, который пройдет в КФУ с 5 по 7 октября, Марина Владимировна Васильченко.
— Суицидальное поведение – это нарушение поведенческих норм. Поэтому говорить об одной единственной причине детских самоубийств как минимум не корректно, – уточнила Марина Владимировна.
На сегодняшний день суицидологам хорошо известно, чтобы у человека (будь то взрослый или ребенок) возникшее кризисное состояние развилось до уровня суицидального поведения, он должен быть подвержен воздействию четырех комплексов основных суицидогенных факторов: биологических, социально-средовых, психиатрических и индивидуально-психологических.
– Если говорить о биологическом факторе, то первым пунктом мы отмечаем важную роль генетического фактора в формировании предрасположенности к самоубийству. Второй вывод, который был получен в результате исследований, проведенных с использованием различных методик, состоит в том, что у подростков, погибших в результате суицида, выявляется недостаток серотонина, который наиболее выражен в префронтальной коре, обеспечивающей функции формирования долгосрочных целей и регуляции поведения человека. Нарушение этих функций может вызывать снижение способности подростка произвольно контролировать свое поведение и сопротивляться суицидальным импульсам.
По словам психолога, среди наиболее значимых социально-средовых факторов, повышающих вероятность совершения самоубийства у подростков, выделяют влияние тяжелых стрессовых событий (потеря близкого человека, распад семьи, пережитое физическое или сексуальное насилие, приобретенные физические отклонения), факторы семейного неблагополучия (отсутствие родителей) и воздействие СМИ.
Если по поводу переживания подростками тяжелых жизненных событий, приводящих к стрессу, казалось бы, все ясно, то по поводу влияния СМИ часто возникают вопросы. Вот и вопрос о возможности избежать «эффекта Вертера» из их числа.
Справка
«Эффект Вертера» – массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, освещенного в СМИ либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа. Термин выявлен в 1974—1975 годах американским социологом Дэвидом Филлипсом, который исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века и спровоцированную распространением романа Гёте «Страдания юного Вертера» (отсюда и произошло название феномена).
– В настоящее время считается доказанным, что сообщения о самоубийствах или изображения самоубийств, передаваемые в СМИ, имеют негативный эффект и могут провоцировать суицидальные действия, особенно у подростков и лиц молодого возраста. Кроме того, СМИ обеспечивают подростков знаниями о том, как можно совершить суицидальные действия. Процесс заразительности повышает частоту самоубийств на некоторой небольшой территории в ограниченный промежуток времени.
Полностью избежать «эффекта Вертера» не возможно, уверен наш эксперт. Правильнее говорить о снижении риска его возникновения за счет контроля за спецификой подаваемой в СМИ и СМК информации.
В России с целью снижения риска так называемых «суицидальных эпидемий» вследствие проявления «эффекта Вертера» 1 ноября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а 1 февраля 2014 года – федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
– Принятие законов позволило уменьшить количество фильмов, в которых герои совершают суицидальные попытки. А то сплошь и рядом мы видели «золушек», принимающих большие дозы снотворного или режущих себе вены в надежде избавиться от душевной боли из-за неудавшейся любви. А юные зрительницы, стремясь подражать этим героиням, «примеряли» на себя их формы поведения.
Но если с контролем за пропагандой суицидальности на телеэкранах все обстоит более или менее благополучно, то контролировать интернет значительно сложнее. На смену блокируемым сайтам приходят новые. Их создатели, как правило, проживают за пределами нашей страны. И пресекать их деятельность крайне сложно. Следовательно – это уже задача для политиков, государственных деятелей, силовых структур и пр.
А пока по официальным данным, каждый месяц врачи в Казани выезжают на 2-5 случаев попыток суицидов среди детей и подростков. Чаще всего предпринимают такие попытки (которые, увы, оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята. Родители зачастую гонятся за благами, а ребенок оказывается обеспеченным, но одиноким.
— Большинство психологов сходятся во мнении, что причина детских самоубийств в дефиците понимания и доверительного общения с родителями, – соглашается со мной Марина Владимировна. – По сути, ребенок живет в своем мире, а родители - своей жизнью, проблемами. И когда горе приходит в семью, мамочки хватаются за голову и кричат, почему это случилось с моим ребенком.
Зачастую родители ждут от своих детей-подростков успехов в учебе или спорте. А дети, в силу возраста или личных предрасположенностей, на эти свершения не способны. Таким образом, у подростков складывается ощущение, что их любят только при условии достижения успеха. Решив, что он не достоин любви, ребенок теряет смысл жить.
— Так как ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение, то нарушения в сфере общения (общение со сверстниками, родителями и другими значимыми взрослыми) и формирующееся на его фоне субъективное состояние духовной и душевной изоляции является важным фактором риска возникновения и развития кризисных состояний и суицидального поведения, –подчеркнул психолог.
Эксперт резюмировал, что нельзя говорить об одной единственной причине возникновения столь сложного феномена как подростковые самоубийства. Это явление возникает только тогда, когда у подростка формируется биопсихосоциальный суицидологический синдром.
Но и в этом случае своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии.
Важнейшим средством профилактики развития кризисных состояний и суицидального поведения подростков, по мнению эксперта, является семейное консультирование.
— Психологическая работа с подростками «группы риска развития кризисных состояний и суицидального поведения» не может быть полной без изучения семьи, в которой развивается подросток. Для оказания эффективной психологической помощи, нужно исследовать семью потенциального суицидента. Так как от характера семейного окружения зависит, проявится ли их потенциал саморазрушения в виде реальных бедствий или нет.
По убеждению Марины Васильченко, ситуацию помогут изменить созданные на базе школ службы примирения и медиации.
– На современном этапе развития общества прогрессивной формой превенции кризисных состояний и суицидального поведения является психологическое сопровождение развития личности подростка. И здесь важно вести работу в комплексе: психодиагностика, психокоррекционная работа с подростками, входящими в «группу риска развития кризисных состояний и суицидального поведения», а также консультативная работа с воспитывающими взрослыми с целью оказания психологической помощи семьям подростков.
Эксперт настаивает, что профилактика суицидов обязана представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, правового и педагогического характера.
Но первый и самый важный элемент работы с самоубийцами – это услышать их. Услышать, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Самой крупной и действенной структурой по профилактике суицида сегодня является сайт «Победишь.ру». Сайт ежедневно посещают около 1,5 тысяч человек, каждый день несколько человек пишут отзывы о своем отказе от суицида. На сайте качественные материалы психологов, священников, людей, успешно совладавших с суицидальными желаниями, дружная «группа поддержки».
В Татарстане тоже ведется работа по профилактике суицидов среди подростков: с 2011 года у нас работает круглосуточная медицинская психологическая служба «Сердэш 129», где каждый позвонивший по телефону: (843) 279-55-80 может получить психологическую помощь.
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и психологов, и родителей. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Андрей Сахаров не раз предупреждал о том, что сопутствующие прогрессу разрушение традиций и упадок моральных устоев общества приведут человека к ощущению бесцельности существования и потере смысла жизни.
Возможно, пришла пора нам признать, что тот мир, который мы создаем, совсем не нравится нашим детям и они не хотят в нем жить, что пора изменить свое отношение к ребенку, не смотреть, какие оценки он получает в школе, какие места занимает на конкурсе да и вообще, является ли его поведение предметом нашей гордости, а просто показать им, что он любим просто, безусловно. Любим просто за то, что он такой, какой есть.
Галина Хасанова