Что такое «блокчейн»?
Блокчейн — единая, но при этом децентрализованная база данных, состоящая из информационных пакетов (или цепочек блоков). Копии информации, которая хранится в ней, доступны всем участникам системы. Каждый из этих пользователей может вносить изменения в базу, используя свой индивидуальный ключ. Представим, что наша система уже работает идеально, но что еще требуется сделать, чтобы запустить полноценный сервис на базе этой технологии? Адвокат и эксперт в сфере недвижимости Олег Сухов рассмотрел ряд проблем, с которыми столкнутся компании на примере проекта Росреестра, Внешэкономбанка (ВЭБ) и Агентства по ипотечно-жилищному кредитованию (АИЖК), которые планируют ввести единую систему регистрации договоров участия в долевом строительстве на блокчейне.
Российское право не знает понятия «блокчейна»
Российское законодательство пока не регулирует применение блокчейна. Если не считать Паспорта проекта автоматизации контрольно-надзорной деятельности и проекта постановления правительства о проведении в Москве эксперимента по использованию блокчейна в целях мониторинга сведений из ЕГРН, то данная технология вообще не упоминается в российских нормативных актах.
Поэтому, прежде чем внедрять ее в экономику, следует хотя бы изменить закон об информационных технологиях и защите информации и дать определение блокчейну. В противном случае мы будем оперировать абстрактными понятиями, которые не признаются российским законодательством. А то, что не признается — не может быть объектом прав и подлежать защите со стороны государства.
Блокчейн в работе Росреестра
В конце октября Росреестр объявил о том, что совместно с Внешэкономбанком (ВЭБ) и Агентством по ипотечно-жилищному кредитованию (АИЖК) разрабатывают единую систему на основе технологии блокчейна. По замыслу создателей, она должна ускорить обработку договоров ипотеки и долевого участия в регистрационной службе, исключив из процесса многих сотрудников Росреестра. Это, по мнению чиновников, сократит время регистрации до одного дня.
Скорее всего, речь идет о том, чтобы информация из банка (или АИЖК) направлялась в Росреестр по электронным каналам связи и автоматически фиксировалась в ЕГРН. Технически это возможно. Тем более что сделки по договору долевого участия (ДДУ) или ипотеке требуют меньше сведений, чем купля-продажа, обмен, дарение или вступление в права наследования. Поэтому блокчейн действительно уменьшит время на внесение записи в ЕГРН.
Однако, даже для автоматического оформления того же ДДУ в регистрационной службе в этой цепочке необходимы еще сведения от застройщиков, страховых компаний, Фонда защиты прав дольщиков. Следовательно, технология блокчейна должна распространяться и на них. Да и список уполномоченных банков ВЭБом не ограничивается. Ведь ипотеку выдают и другие кредитные организации. Поэтому заявления руководителей министерств и ответственных лиц — это пока еще обычная декларация намерений. Эксперимент, конечно, будет проведен. Но в таком формате он не снизит очереди в МФЦ и УФРС.
Применение технологии в сфере оборота недвижимости
Возможно ли в принципе использовать блокчейн в Росреестре? Да, возможно. Более того, его следует внедрять во все сферы общественной жизни. Например, совершая куплю-продажу объекта, стороны передают свои закрытые ключи, обеспечивающие доступ в блокчейн, в регистрационную службу. При внесении записи в ЕГРН о новом владельце, система автоматически связывается с уполномоченным банком и списывает деньги со счета покупателя на счет продавца. В этом случае не надо арендовать ячейку, брать выписку из ЕГРН и нести ее в кредитную организацию.
Или регистрация ДДУ в госреестре: представьте, что существует единая база, которая содержит всю информацию о застройщиках, дольщиках, их действиях, разрешениях, договорах, о фонде защиты прав дольщиков, суммах перевода в компенсационный фонд и так далее. При совпадении контрольных показателей система самостоятельно регистрирует каждый ДДУ. И никуда не надо ходить или готовить кипы документов.
А если объединять в блокчейн тот же Росреестр, ЗАГСы, Сбербанк, МФЦ, нотариусов, то можно резко упростить процедуру вступления в права наследства. При получении определенной информации, например, из ЗАГСа или от нотариуса цепочка блоков автоматически переоформит деньги умершего (если они у него, конечно, были) на имя наследника, избавив последнего от визитов в банк и заполнения документов.
Вопрос безопасности
Таким образом, с помощью блокчейна можно не просто сократить, но и полностью ликвидировать очереди в Росреестре и других госорганах. Другой вопрос, как это сделать? Ведь такой технологией надо объединить не только государственные органы и хозяйствующие субъекты, но и рядовых граждан. А учитывая, что сделки с недвижимостью — это не «добыча» биткоинов, то система, наверное, должна содержать и реквизиты физлица, позволяющие идентифицировать его. Да и вообще, каждый участник обязан иметь свой закрытый ключ.
Зная тот факт, что все этапы сделки могут совершаться за один раз путем ввода ключа, встает вопрос и о соблюдении свободы воли субъекта. Если сейчас преступники гипотетически могут быть остановлены на любом этапе совершения правонарушения (во время визита к нотариусу, в МФЦ, в банке, Росреестре и так далее), то при использовании блокчейна «работа» мошенников упрощается. Достаточно один раз заставить человека ввести закрытый ключ (обмануть, применить силу) для совершения сделки, как все остальное система сделает уже сама. Причем остановить процесс или повернуть его вспять — невозможно.
Таким образом, для внедрения блокчейна в жизнь рядовых граждан предстоит еще много работы с точки зрения безопасности процесса и его правовой урегулированности.