В конце осени на канале Netflix появились все десять эпизодов нового сериала Дэвида Финчера «Охотник за разумом», основанного на книге Марка Олшейкера и Джона Дугласа Mind Hunter: Inside FBI's Elite Serial Crime Unite. О том, почему именно этот сериал о маньяках и серийных убийцах достоин внимания даже тех, кто терпеть не может подобные шоу, рассказывает актриса Екатерина Рокотова:
Все, кто, так или иначе, интересуется кино и смотрит ТВ, успели привыкнуть, что в жанре детектив главные герои раскрывают по одному делу в неделю — к этому нас приучили такие сериалы, как «Мыслить как преступник», «Ганнибал» и «Последователи». В самом крайнем случае, они расследуют одно большое дело на протяжении сезона — как, скажем, в «Настоящем детективе». «Охотник за разумом» отходит от этой схемы — все преступники пойманы, а на свободе бродят только безымянные маньяки из маленьких американских городков. Дело в том, что действие «Охотника» развивается в конце 70-х — на заре появления криминальной психологии и профайлинга. В это время мотивы маньяков оставались для агентов загадкой и они неловко пытались составить их портреты с помощью психоанализа. Создатели сериала сразу обозначают состояние общества — позади Уотергейтский скандал, война во Вьетнаме, расцвет контркультуры, эксперименты с ЛСД. Поначалу агенту Форду приходится сталкиваться не столько с серийными убийцами, сколько с тотальным недоверием. Спецслужбы в этой истории не являются носителями какого-то специального знания — напротив, они ничем не умнее окружающих и также пытаются выстроить осмысленную картину из разрозненных фактов. И именно это делает просмотр «Охотника за разумом» уникальным. Каждый детектив о маньяках построен на противостоянии рационального и иррационального, где детективы являются носителями первого, а преступники — второго. Однако в силу времени действия у агентов ФБР нет никаких инструментов и они вынуждены изобретать их на ходу — собирать из обрывков теорий, полицейских отчетов и непосредственного контакта с маньяками. Это потом им на смену придут бравые команды профайлеров, которые за пару сеансов мозгового штурма способны раскрыть любого убийцу. Поэтому смотреть «Охотника за разумом» очень неприятно — в этом сериале просто не на кого положиться.
Об увлечении Финчера всевозможными психопатами известно каждому. Он не только срежиссировал ныне культовый триллер «Семь» (знаменитая реплика «Что в коробке?» — из него), но и менее известный «Зодиак» — практически документальное изложение истории неуловимого маньяка. И если в первом случае он попытался выстроить более-менее рациональную схему действий преступника, то во втором он просто фиксирует последовательность событий и даже не пытается понять маньяка. В «Охотнике» он, по сути, объединяет два подхода и, с одной стороны, тщательно воссоздает исторический контекст, а с другой, через Форда и Тенча предпринимает попытку объяснить его.
Первым большим опытом Финчера на телевидении принято считать «Карточный домик». Тогда боссы Netflix проанализировали большой массив данных и вывели три вещи, которые пользовались на нем особенной популярностью, — это фильмы с Кевином Спейси, «Социальная сеть» Финчера и британская версия «Карточного домика». Так они вывели рецепт хитового сериала и пригласили режиссера снять его пилот. Тем не менее, Финчер снял всего несколько серий и закрепил за собой должность исполнительного продюсера, за остальное отвечал Бо Уиллимон. «Охотник за разумом» — это уже осмысленный выбор самого Финчера. Говорят, что в один момент Шарлиз Терон дала ему почитать книгу Олшейкера и Дугласа, после чего режиссер загорелся идеей ее экранизировать.