В декабре 2018 года исполняется 25 лет с момента принятия Конституции Российской Федерации. Основным законом страны закреплены правовые гарантии экономической конкуренции. Так, статья 8 Конституции Российской Федерации выступает гарантом единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, а статья 34 – запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. О том, какое влияние оказали конституционные нормы на защиту и развитие конкуренции в нашей стране обсудили представители ФАС и научного сообщества в рамках научно-практической конференции, организаторами которой выступили МГЮА им. О.Е. Кутафина и МГУ им. М.В. Ломоносова.
«Антимонопольное законодательство в нашей стране всегда было на шаг впереди. Мы видели развитие тенденций, которые направлены на устранение конкуренции, и старались принимать меры по их пресечению. И те проконкурентные принципы, заложенные в Конституции РФ, помогли в реализации инициатив ФАС России», - сообщил начальник Правового управления Артем Молчанов.
Он отметил, что благодаря совместной работе с научным сообществом получилось обосновать и представить проект Указа Президента РФ об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции, который был принят в декабре прошлого года.
«Те меры, которые предусмотрены этим документом, призваны защитить от возможных злоупотреблений в сфере экономических отношений в будущем, влекущие монополизацию и устранение конкуренции», - добавил Артем Молчанов.
Затем он рассказал о том, что антимонопольная служба рассматривает возможность создания конкурентного кодекса в России.
«Мы получили достаточно большое количество институтов, связанных с запретами и процедурными вопросами. Это, например, меры контроля, принудительного и превентивного воздействия. По моему мнению, создание конкурентного кодекса направлено на совершенствование антимонопольного законодательства в меняющихся условиях современной экономики», - отметил начальник Правового управления.
Мероприятие продолжил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. В своем выступлении он затронул темы цифровизации и картелизации.
«На сегодняшний день можно точно сказать, что цифровизация экономики у нас есть и это сфера государственных закупок. Объем закупок по 44-ФЗ составляет более 7 триллионов рублей, а по 223-ФЗ - почти 16 триллионов рублей. Таким образом, около трети внутреннего валового продукта в нашей стране распределяется через систему государственного заказа, - сообщил он. - Электронизация торгов, несомненно, создает естественные технологические барьеры на пути картелей и делает сферу закупок прозрачной для государственного контроля. Но, и правонарушители не стоят на месте, изобретают все более изощренные инструменты для реализации своих договоренностей. Вопрос развития механизмов и инструментов выявления и доказывания картелей, реализуемых, в том числе с использованием цифровых технологий, становится все более актуальным. В связи с этим биржевые торги стали предметом нашего пристального внимания, так как биржа является своего рода цифровой платформой. На данный момент, мы проверяем информацию об антиконкурентных соглашениях участников биржевых торгов, которые могли привести к увеличению биржевых цен».
«Расследуя современные картели мы теперь должны оценивать не только традиционные доказательства, но и те следы, которые они оставляют в виртуальном мире, проверять их на предмет использования различного рода вредоносных компьютерных программ. Для этого мы и готовим нашего «Большого цифрового кота», - подчеркнул Андрей Тенишев.
«Нам нужно принципиально по-новому подходить к определению тайны связи. Когда каналам связи «общаются» компьютерные программы и роботы, то государство не должно охранять тайну такого общения. В существующей ныне редакции статья 63 Закона о связи охраняет не тайну связи, а каналы связи, и в современных условиях эта норма входит в противоречие со ст. 23 Конституции России о праве граждан на тайну переписки и телефонных переговоров. С увеличением мобильного интернет-трафика мы рискуем утратить полноценный государственный контроль за электронными торгами», - пояснил Андрей Тенишев.