Самая крупная продовольственная выставка России успешно сохраняет баланс между поддержкой отечественного производителя и привлечением зарубежных компаний.
Пока экономисты-патриоты спорят с либеральными коллегами о пользе импортозамещения, как национальной экономической идеи, рыночная ситуация прагматично расставляет все на свои места. После резкого падения в 2015 году импорт уверенно стал возвращаться к «досанкционным» показателям, так на рынке алкогольных напитков колебание составило примерно 30%. Ровно такую «дугу» описали экономические «качели», объем поставок из-за рубежа снизился, а затем вернулся на свое место. Стереотипы сильны – вино французское, машины немецкие, пиво чешское. Причем, если последние две категории, производимые в России, нашли путь к сердцу российского потребителя, то вину пока приходится не так сладко… В ответ на вернувшийся спрос рынок начал переформатирование: чтобы сохранить выгодную цену, ритейл начал прямые поставки из-за рубежа, вытесняя с рынка импортеров. Последние стали искать нишевые формы бизнеса – работа с частным клиентом, продвижение новых категорий (например, био и органические вина), создание собственных торговых марок. Примерно в такой турбулентной ситуации оказался рынок к началу 2019 года.
Какой бы жесткой ни была конкуренция в борьбе за потребителя, какие бы трудности ни стояли на пути предпринимателей, большинство из них начинают деловой год с посещения выставки ПРОДЭКСПО. В разумных долях были представлены российские и зарубежные компании. Иностранные участники экспонируются как отдельными, так и национальными стендами – работа на выставке проходит в комфортной для бизнеса обстановке. Рассказывает Константин Сибов, представитель Ассоциации виноделов Гагаузии (Молдова): «С 2006 года мы участвуем в различных выставках, в Европе, Азии хочу сказать следующее – Экспоцентр находится на самом совершенном и современном уровне. Здесь создаются все условия, чтобы можно было представить свою продукцию, найти партнеров и в дальнейшем работать с российским рынком. Я вам хочу сказать, что эта выставка ничем не уступает ведущим проектам, которые есть в Европе или мире. Если кто-то скажет, что Экспоцентр в чем- то отстает, значит, этот человек просто не имеет возможности сравнить».
Всего в ПРОДЭКСПО приняли участие 69 стран, которые представили 2417 компаний. 30 стран выступили объединенными национальными экспозициями. Это Азербайджан, Аргентина, Армения, Бразилия, Венгрия, Германия, Греция, Индонезия, Испания, Италия, Индия, Китай, Латвия, Македония, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Молдова, Республика Южная Осетия, Сербия, Турция, Узбекистан, Уругвай, Франция, Чили, Шри-Ланка, Эфиопия, Япония.
При таком внушительном списке зарубежных участников создается впечатление, что ПРОДЭКСПО - выставка для импортеров. Но эти сомнения могут быть развеяны при сопоставлении данных об участии российских компаний – в 2019 году их было 1688!!. Интересный нарастающий тренд выставки - 21 российская региональная экспозиция, которые приросли на 48% по отношению к прошлому году. Причем интерес россиян распространяется не только внутри страны. Вот что говорит Римма Москвитина, руководитель Центра поддержки экспорта НО «Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства»: «Мы готовились несколько лет, чтобы принять участие в формате именно коллективного стенда. Ожидания от этой выставки – масштабные. Наши компании хотят расширить свое присутствие на российском рынке, войти в московские сети, сети других регионов, а также развивать экспортное направление».
После «санкционных скандалов» градус дискуссий про импортозамещение немного снизился. Наметился ряд импортных товаров, без которых наш потребитель объективно не сможет обойтись, стало ясно, что полностью замещать импорт – занятие бесперспективное. Сейчас со стороны экспертов по экономике все больше слов звучит о развитии экспорта, при сохранении импорта. В общем, идея не нова – русские купцы издавна менялись с заморскими. ПРОДЭКСПО, ведущая выставка продовольствия, сегодня отлично подтверждает этот тренд, помогает экономике России обрести тот разумный баланс, в котором, возможно, и кроется «соломоново решение» спора об импортозамещении. А именно – помогать собственному производителю разумным протекционизмом, при этом не лишая потребителей импортных товаров.