Известный московский ЛОР-врач, глава ЛОР-клиники Доктора Зайцева, прокомментировал новость на портале Medrussia.org, посвященную обсуждению Экспертным клубом Санкт-Петербурга проблем финансового менеджмента в медицине.
Владимир Михайлович Зайцев, известный московский врач-оториноларинголог, основатель и владелец ЛОР-клиники Доктора Зайцева, поддерживает питерских коллег в их обеспокоенности неэффективностью российской системы менеджмента в финансировании медицинской отрасли.
Действительно, главной проблемой, в которую выливается неэффективное управление финансами в медицине, стала неадекватно низкая оплата труда медиков. По утверждению доктора Зайцева, врач должен получать за свой труд никак не меньше 100 тысяч рублей в месяц за ставку, а медсестра – не меньше 50-60 тысяч. И такие показатели встречаются. Довольно часто такие зарплаты можно встретить в коммерческих клиниках Москвы, реже в Санкт-Петербурге.
Почему возможна ситуация, когда за один и тот же объем работы, один и тот же труд профессионал высокой квалификации получает в одном месте 100 000 рублей, а в другом, где, может быть, даже более высокая нагрузка, в 2 -3 раза меньше? Такая же картина и с оплатой труда среднего и младшего медперсонала. Это происходит потому, что в системе финансирования медицинских организаций все еще колоссальное значение имеет человеческий фактор! Как метко заметил участник дискуссии, медицинский директор Medical Investment Group Никита Жуков, российская система здравоохранения продолжает ездить на ручной передаче, когда весь мир передвигается на автомате.
Именно так, ведь качество финансирования той или иной медицинской организации или системы медицинских учреждений в крае, области, районе, городе, селе и т.д. – зависит от личных – профессиональных и человеческих – качеств чиновников на местах. Если принимающий решение чиновник – человек социально ответственный, да к тому же отличный хозяйственник, настоящий профессионал медицинского менеджмента, то и вверенные ему организации будут прекрасно оснащены, врачи будут получать хорошие зарплаты, пациенты будут довольны качеством медицинской помощи. А если этот чиновник не настолько хорош? Если он недостаточно порядочен или не настолько эффективный руководитель?
Да к тому же – таких чиновников в финансовой цепочке не один и не два! И на каждом этапе все должно сложиться идеально, чтобы пациент в итоге получил медицинскую услугу на должном уровне. Какова вероятность, что все так и будет? К сожалению, она очень низка. Поэтому врачи увольняются из бюджетных учреждений, уезжают из глубинки в столицы в поисках лучшей жизни, даже уходят из медицины. И можем ли мы их за это осуждать?
На сегодня быть врачом – это подвиг. Уровень ответственности, уровень морального давления, которые сопровождают профессию врача, а также время, потраченное на получение и освоение столь непростой профессии – совершенно не соответствуют оплате труда в абсолютном большинстве случаев.
И как можно решить столь глобальную проблему? На мой взгляд – только на самом высоком государственном уровне. Должна быть до автоматизма отрегулирована система финансирования, чтобы значение человеческого фактора сводилось к минимуму. А механизмы могут быть разными. Можно оптимизировать систему оказания неотложной и скорой помощи, которая на сегодня является очень затратной. Можно подключить коммерческие клиники через систему дополнительного медицинского страхования при поддержке государства, чтобы большее число пациентов имело доступ к услугам негосударственных клиник. Например, наша ЛОР-клиника охотно приняла бы участие в таком начинании.
Все эти меры помогут врачу превратиться из самоотверженного подвижника в достойно оплачиваемого профессионала, сделают работу врача вновь престижной, и в медицину снова пойдут лучшие.