Программа третьего дня Форума состояла из дискуссий, посвященных следующим темам: "Диверсификация экономики", "Инфраструктурные проекты в России в период кризиса" и "Инвестиции в энергетический сектор". В заседаниях приняли участие министр энергетики России Сергей Шматко, президент АФК "Система" Леонид Меламед, председатель совета директоров АПК "Моссельпром" Сергей Лисовский, президент ГК "Олимпстрой" Таймураз Боллоев, генеральный директор ОАО "Холдинг МРСК" Николай Швец, председатель правления ИНТЕР РАО ЕЭС Евгений Дод, председатель совета директоров Энел ОГК-5 Доминик Фаш, председатель Совета директоров EOS Russia, Cеппо Ремес, генеральный директор ГК "РОСНАНО" Анатолий Чубайс и другие. Параллельно панельным дискуссиям состоялись и индивидуальные встречи международных инвесторов с представителями российских компаний и властей.
Итогами работы форума с нами делится Глава подразделения Сенаторского клуба Совета Федерации – Екатерина Дикова.
- Очевидно, что состоявшееся мероприятие получит существенный экономический резонанс. Каковы цели этого форума?
- Форум VTB Capital с самого начала был призван стать ведущим мероприятием по привлечению инвестиций на российский рынок, остающийся в фокусе интересов российских и международных инвесторов.
- Кстати, о ситуации на глобальных финансовых рынках. Поднимался ли этот вопрос отдельно и если да, то какие прогнозы были озвучены?
- Единственного четкого прогноза по выходу из кризиса до сих пор не сформировано. Очевидно, что реабилитация американской экономики неуклонно потянет за собой выздоровление других мировых финансовых рынков. Что же касается России: уже сейчас понятно, что дно кризиса достигнуто и второго витка не ожидается. Так что с большой степенью вероятности можно утверждать, что выход из кризиса будет напоминать букву L, а не W. Однако восстановление экономики будет долгим: для выхода из кризиса России потребуются около четырех лет.
Надо также отметить, что для многих финансовых рынков неотъемлемым элементом в борьбе с текущим мировым экономическим кризисом является помощь Всемирного Банка (ВБ). В этом году ВБ выделил рекордную сумму в 58,8 миллиарда долларов на оказание помощи развивающимся странам. Сегодня Владимир Путин напомнил, что если еще в 1998 году российское Правительство обращалось за кредитованием к международным финансовым организациям, к таким как МВФ, Всемирный Банк, то сегодня Россия сама участвует в программах поддержки наиболее затронутых кризисом государств и регионов. Речь идет о миллиардах долларов со стороны России.
- Означает ли данная, в целом положительная тенденция российской экономики то, что в ближайшем будущем приток международных инвестиций в Российскую Федерацию будет существенным?
- Выражается очень осторожный оптимизм в вопросе притока международного капитала в РФ. Несмотря на то, что в третьем квартале 2009 года ожидается небольшой приток капитала в РФ, по итогам всего 2009 года будет наблюдаться отток из-за ситуации в первом квартале, когда на фоне мирового финансового кризиса был зафиксирован чистый отток капитала из РФ в 34,8 миллиарда долларов, а во втором квартале - чистый приток в 7,2 миллиарда долларов. В итоге суммарно за первое полугодие 2009 года сальдо ввоза-вывоза капитала из РФ частным сектором сложилось отрицательным и составило 27,6 миллиарда долларов. Как мы видим, в ситуации с приходом международных инвесторов будет прослеживаться прогресс, но по итогам этого года сальдо ввоза-вывоза капитала из РФ будет все же отрицательным.
- Как выглядит инвестиционная ситуация в энергетическом секторе?
- Решением огромной важности является снижению налоговой нагрузки на российские нефтяные компании, предпринятой в рамках правительственной программы антикризисных мер. Благодаря этому решению российские нефтедобывающие компании не снижают инвестиций в нефтедобычу, а держат их на уровне 2008 года, хотя в прошлом году нефтедобыча стагнировала.
Объективно ожидать значимого роста инвестиций в энергетический сектор можно лишь после окончания кризиса. Сейчас же рассчитывать на рост инвестиций в энергетику вряд ли стоит из-за резкого падения спроса на энергоресурсы, главным образом, со стороны промышленных потребителей, а также трудностей с получением кредитов на дорогостоящие проекты из-за кризиса банковской системы.
Тем не менее, инвестиции в энергетику надо поддерживать, иначе в тот момент, когда начнется рост экономики, энергоресурсов для нее может не хватить. Так, IEA предсказывает возможный дефицит нефти в 2012 году. Уже сейчас из-за кризиса мировые нефтедобывающие мощности сократились на 2 млн. баррелей в сутки.
- Какова позиция российского рубля на данный момент и что ожидает российский рубль в среднесрочной перспективе?
- Сформировавшийся уровень курса рубля не угрожает конкурентоспособности российской промышленности, хотя рубль и находится в так называемом «квазисвободном плавании». Объем российских золотовалютных резервов превышает 400 млрд. долларов. Как сегодня сказал Путин, российские власти способны защитить от потрясений финансовую систему страны и не допустить резкого падения рубля. В то же время вызывают опасения высокая волатильность и разнонаправленность движения курса рубля. Не так давно на фоне слухов о возможной девальвации рубля национальная валюта ослабела к бивалютной корзине на 6-7%, в настоящее же время наблюдается противоположная ситуация. Важно предотвращать в будущем подобные крайности, необходимо стремиться к элементу стабильности в отношении курса. И позитивные тренды, способствующие этому уже намечены. Размер государственного долга России не превышает в целом 10%, и только 3,6% - это внешний долг России. Это является беспрецедентно низким показателем для стран большой "восьмерки". Самый низкий. Важнейшим признаком улучшения ситуации в российской экономике является прекращение спада ВВП ввиду эффекта от принятых стабилизационных мер, нельзя не замечать также и то, что международные резервы РФ выросли на 26 миллиардов долларов.
- Если дно кризиса уже достигнуто, означает ли это, что уже можно постепенно сворачивать антикризисные программы?
- Нет, разумеется, прекращение реализации антикризисных программ является преждевременным. По-прежнему остается актуальной поддержка тех отраслей, в которых из-за резкого сжатия спроса возникли серьезные проблемы, таких как автомобильная промышленность, машиностроение, жилищное строительство и ряд других. Но надо учитывать, что это общемировая проблема, а не то, с чем Россия столкнулась единолично. Во всяком случае, в России не произошло ни масштабной национализации, ни сползания к всеобщему административному регулированию. Было сохранено свободное движение капиталов и конвертируемость рубля. А сейчас Россия в состоянии не только упрочить свои традиционные конкурентные преимущества, например, в сфере энергетики, металлургической промышленности, в химии, в транспорте, теперь уже и в сельском хозяйстве, но и существенно повысить роль инновационного, высокотехнологичного сектора.
- Какие меры антикризисной политики будут проводиться Правительством? Понятно, что все меры перечислить не удастся, но давайте остановимся на некоторых из них.
- Будет проведен жесткий антиинфляционный курс. Уровень инфляции должен быть снижен практически в два раза. К концу этого года планируется выйти на уровень инфляции 11%, а к 2012 году он не должен превышать 5-7%. Это самый короткий путь к сохранению доходов граждан, к доступной ставке банковского кредита для реального сектора. Произведенное снижение Центральным банком ставки рефинансирования с 10,5% до 10% - это механизм снижения инфляции, индикатор постепенного укрепления рубля, а также того, что отток капитала под контролем, что у банков стало больше свободных средств, что возможно последующее снижение ставок по депозитам и так далее. Основная задача снижения ставки рефинансирования – показать участникам рынка наличие позитивных тенденций, демонстрирующих возможную стабилизацию рынка.
По мере преодоления кризисных явлений будет целенаправленно снижаться государственное вмешательство в экономику, будут использоваться традиционные рыночные инструменты, в том числе и инструменты приватизации.
Россия единственная страна в мире, которая в условиях экономических трудностей решилась на масштабную пенсионную реформу. В конце этого года, с 1 декабря, будет в очередной раз повышена на 30% базовая часть пенсии. А в следующем году рост пенсий в среднем за год составит вообще беспрецедентную для России цифру - 46%. Что это значит для экономики? Это обеспечит дополнительный внутренний спрос на сумму порядка 1 трлн рублей, это свыше 30 млрд долларов.
С будущего года будет сокращаться дефицит бюджета. Принципиально важную роль в сокращении дефицита призвана сыграть программа экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств. К 2012 году планируется выйти на дефицит не более 3% ВВП, что полностью будет соответствовать и "Маастрихтским критериям", эти критерии являются финансово-экономическими показателями страны, определяющими её готовность вступить в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. То есть, как Вы понимаете, эти критерии являются индикатором состояния экономики.
В реализации антикризисных мер определенные тревоги вызывает чрезмерное увлечение протекционизмом, если его использовать слишком долго или сверх меры. Система ограничений импорта за счет введения высоких таможенных пошлин, использования мер, препятствующих конкуренции иностранных изделий с местными может неблагоприятно влиять на свободу торговли и на приток международных инвестиций, а соответственно на рост экономики и благосостояния. Поэтому курс антикризисной политики будет поставлен в том числе и на борьбу с излишним протекционизмом.
Безусловным приоритетом в антикризисных мерах занимает выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме, будет активироваться внутренний спрос и инновации, развиваться промышленный и технологических потенциал, огромное внимание будет уделяться энергосбережению. С целью предотвращения массовых увольнений и утраты накопленного производственного потенциала будет осуществляться мониторинг за ситуацией на предприятиях, являющихся ключевыми для российской экономики.
Экономическая политика будет двигаться в сторону последовательной модернизации, формирования более устойчивой и диверсифицированной структуры. Здесь имеется ввиду то, что Россия постепенно будет выходить из исключительно сырьевой направленности, развивая такие отрасли как фармацевтика, нанотехнологии и так далее.
- Вы упомянули снижение ставки рефинансирования как меру антикризисного регулирования. Какое последствие будет иметь эта мера для российских банков?
- Снижение ставок по депозитам как следствие снижения ставки рефинансирования опасно для мелких банков. Крупные банки такой мерой не отпугнут своих вкладчиков, которые, как правило, при выборе банка ориентируются не на доходность, а на стабильность. А для мелких банков, которые испытывают проблемы с привлечением ресурсов и в этом вопросе делают ставку на высокий уровень обещанной доходности, снижение ставки рефинансирования может быть критичным. Поэтому, чтобы сохранить клиентуру, некоторые банки примут политику повышения процентных ставок по вкладам. Но данная политика также имеет и свои нюансы. Дело в том, что с разницы ставок (превышение ставки по депозиту более, чем на ¾ ставки рефинансирования), уплачивается подоходный налог на полученную материальную выгоду. Вывод состоит в том, что на рынке останутся только крупные игроки, тем более, что Правительство уже заявило о том, что сохранит ведущие банки (их около 70) «за счет поддержки государственными ресурсами».
- В России существует проблема недоразвитости внутренних рынков капиталов. Очень остро стоит вопрос долгосрочных инвестиций, а ведь они способствуют поддержанию устойчивого экономического роста. Каким образом с этой проблемой будут бороться и какие здесь сроки возможно установить?
- Да, действительно, отсутствие долгосрочных инвестиций обуславливает масштаб тех проблем, с которыми Россия столкнулась в последнее время. Но, надо четко понимать, что так называемые «длинные деньги» не даются государством, они должны родиться из недр самой экономики, которая должна быть здоровой. Поэтому все внимание должно быть направлено на достижение стабильности экономики и на адекватную экономическую политику, которая будет пользоваться доверием участников рынка. Усилия в решении этого вопроса будут направлены на развитие институтов, которые во всем мире служат источниками "длинных денег", таких как пенсионные, страховые фонды; будут свободнее использоваться деньги предприятий, свободные остатки на счетах. Правительство будет использовать также и специальные меры, такие как инфраструктурные облигации, плановые, с точки зрения реализации крупных проектов, проектные облигации. И так далее. Все это вместе взятое, и послужит культивированием в экономике преимущества наличия собственных долгосрочных ресурсов. Но четкие временные рамки по этому процессу установить сложно.
- Касаемо будущего в отношении формирования «длинных денег» понятно. А какие меры принимались правительством и принимаются сейчас для компенсации отсутствия в экономике «длинных денег»?
- Использовались квазиадминистративные инструменты, - субординированные кредиты, которые служат поддержкой банковской системе со стороны Правительства и со стороны Центробанка. Дело в том, что субординированные кредиты могут быть включены в дополнительный капитал банка, который, в свою очередь, является составной частью такого показателя как «величина собственных средств». Изменение этого показателя, его значение может быть основанием для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, влияет на внутренний контроль резервирования, осуществляемого банком, на возможность увеличения уставного капитала кредитной организацией и т.п.
Но на самом деле подобные кредиты являются суррогатом "длинных денег", это временная мера в условиях кризиса, поэтому дальнейшая цель состоит в том, чтобы не из резервов Центрального банка, не из резервов Правительства выдавать финансовой системе деньги, а создать внутренний источник роста свободных денежных средств, которые участники рынка могли бы использовать на длительной основе.
- Какие сенсационные заявления прозвучали на форуме?
- Форум действительно изобиловал сенсационными моментами. Так, Владимир Путин отметил, что в среднесрочной перспективе государство выйдет из капитала ряда госбанков, включая и ВТБ, в который оно вошло в период кризиса. Это заявление о возобновлении приватизации (продаже) государственного имущества и о снижении роли государства в бизнесе звучит довольно неожиданно, особенно на фоне непрерывного увеличения доли госбанков в банковских активах и накачки их деньгами Минфином и ЦБ. Хотя с другой стороны, для сохранения контроля над крупнейшими госбанками властям нет необходимости иметь столь большие пакеты акций как сейчас – достаточно 50% плюс одна акция. Возьмем к примеру банк ВТБ. На данном этапе доля государства в капитале этого банка составляет 85,5%.
- С госбанками понятно. Будет ли осуществлена реструктуризация и приватизация такой естественной монополии, как Газпром? Ведь ответ на этот вопрос очень важен для всех инвесторов.
- В 90-х годах шла приватизация и реструктуризация нефтяной промышленности, процесс имел много противоречивых моментов, но привел к положительным результатам для российской экономики, для инвесторов. В нынешнем десятилетии то же самое в энергетике - реструктуризация РАО "ЕЭС". Что же касается газовой отрасли, здесь ситуация сложнее. В газовой сфере работают свои правила. Этот мировой рынок отличается от нефтяного, ведь не весь углеводородный рынок является одинаковым. Все газовые контракты преимущественно долгосрочные, на 10-15 и более лет. И для того, чтобы обеспечить их реализацию, государство должно гарантировать потребителям, что "Газпром" будет в состоянии это делать. Строительство "Северного потока" по дну Балтийского моря, "Южного потока" по дну Черного моря связано с колоссальными инвестициями, привлекаемыми Газпромом и его партнерами, которые необходимо будет возвращать. В инвестировании "Северного потока" принимают участие международные инвесторы. Поэтому государственная составляющая здесь является безусловным элементом, с одной стороны, способствующая повышению доверия потенциальных инвесторов к проектам, с другой стороны, гарантирующая уже вложившимся возврат их инвестиций. Но несмотря на это, Правительство в конечном итоге будет стараться либерализовать внутренний рынок - сделать его более рыночным, действия будут направлены на легализацию участникам рынка доступа к трубе, к инфраструктуре. Но монополия на реализацию газа на внешнем рынке будет сохранена на ближайшую, среднесрочную перспективу - точно. терять