Патентные поверенные объединения «Интеллект Патент» провели консультации по борьбе с контрафактной продукцией.
По - мнению патентного поверенного Сергея Шулова, прецеденты возбуждения дел против «коммерческих пиратов» пока еще малочисленны по следующим причинам. Первая причина - несовершенство исполнения действующего законодательства в области защиты интеллектуальной собственности вкупе с недостаточной квалификацией в этой области многих сотрудников правоохранительных органов. Вторая причина - отсутствие должного обвиняемого (ответчика), поскольку зачастую для поставок контрафактной продукции используются фирмы - однодневки, привлечь которые к ответственности проблематично.
Подделка товарных знаков, приносящая огромные доходы подпольным производителям-двойникам, касается многих секторов российской экономики. Это - продукты питания и алкогольные напитки, одежда, лекарства, косметика, музыкальная продукция, стройматериалы, электронная техника, запчасти к двигателям автомобилей и самолетов и многое другое.
Российское законодательство предусматривает три вида ответственности за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности: административную, гражданско-правовую и уголовную. В случае недобросовестной конкуренции потерпевшая сторона обращается в Федеральную антимонопольную службу.
У российских компаний, как отметил Сергей Шулов, есть два варианта борьбы с пиратами: первый - обратиться в суд или в правоохранительные органы; второй - заключить с нарушителем прав лицензионный договор, который позволит бывшему пирату легально использовать известную торговую марку. Компании, недобросовестно использующие чужие товарные знаки, реагируют на штрафы свыше 2 млн руб., но обычно суды взыскивают гораздо меньшие суммы - несколько сотен тысяч рублей. В последнее время суды все чаще назначают максимальную сумму, предусмотренную законом, а именно 5 млн руб.
Главное, чему следует уделить особо пристальное внимание в данном случае, – правильному оформлению правоустанавливающих документов. Без них привлечь к ответственности нарушителя и прекратить выпуск и реализацию контрафактной продукции невозможно.
В каждом конкретном случае схема действий должна учитывать реальные условия, свойства и назначение продукции и т.д. Осуществляя подобные мероприятия, следует помнить о последовательности и своевременности своих действий и действий организаций, принимающих участие в установлении факта нарушения прав и его прекращения. Например, в ряде случаев не имеет смысла направлять формальную претензию нарушителю прав, не сформировав ту часть доказательной базы, подготовка которой может существенно замедлиться или стать невозможной после направления претензий и обращения соответствующие случаю инстанции.